Греции пора вернуть здравый смысл
Говорят, Альберт Энштейн вывел формулу безумия - делать одно и то же из раза в раз, надеясь получить разные результаты. В этом смысле действия в отношении Греции - ни что иное, как чистое безумие. Единственное, чем можно его оправдать - это попыткой выиграть время. Но такая стратегия до добра не доведет. Нужно нечто более радикальное. Размышляя о перспективах Греции, глупо задаваться вопросом о том, объявит ли страна дефолт или нет. На мой взгляд, у нее просто нет другого выхода. Вопрос в другом: сможет ли она посредством дефолта оздоровить экономику. Сомнительно. Судя по всему, в стране и слыхом не слыхивали о том, что такое конкурентоспособность. Дефолт Греции необходим, но его одного не достаточно, чтобы поднять экономику страны из руин.
Возможно, Греция сумела удивить всех результатами, достигнутыми в рамках программы фискальной консолидации, согласованной с Международным валютным фондом в мае 2010 года. Но они ни на миллиметр не приблизили ее к платежеспособности. Спрэд между греческими и немецкими десятилетними государственными облигациями вырос с 460 базисных пунктов (4.6%) на момент запуска программы до 1460 пунктов на текущий момент. Примерно то же самое произошло в Ирландии и Португалии. Даже спрэды Испании расширились до 270 базисных пунктов, что уже куда опаснее. Греция, Ирландия и Португалия лишились надежды в ближайшем будущем вернуться на частные рынки кредитования по ставкам, которые они могут себе позволить.
Хуже всего то, что такие скачки спрэда происходят на фоне относительного улучшения экономической активности. В рамках первоначально оговоренной программы предполагалось, что валовой внутренний продукт Греции в 2010 году может сократиться на 4%, затем последует падение на 2.6% в 2011 году. Однако в отчете, опубликованном в марте 2011 года, говорится о том, что падение составило 4.5% и 3% соответственно. Общий дефицит правительства, согласно первоначальным прогнозам, должен был составить 8.1% от ВВП в 2011 году и 7.6% от ВВП в 2011 году. Фактические показатели по данным на март 2011 года составили 9.6% и 7.5%. Даже дефицит текущего счета не превысил 10.5% на 2010 год и 8.2% на 2011 год, что лишь незначительно выше первоначальных прогнозов на уровне 8.4% и 7.1% соответственно.
К несчастью, этого недостаточно вот почему. Во-первых, ситуация с долгами развивается от плохого к худшему: в исходной программе коэффициент валового долга к ВВП должен был достигнуть максимума на уровне 149% от ВВП в 2012 году. Однако в марте этого года он был пересмотрен в сторону повышения до 159%. Во-вторых, экономика совершенно неконкурентоспособна. Самое красноречивое доказательство этому печальному факту - сочетание огромного дефицита текущего счета и глубокой рецессии. В сложившейся ситуации страна не может финансировать свой внешний дефицит на частных рынках. В-третьих, состояние текущего счета продолжает резко ухудшаться: первоначально, МВФ прогнозировал, что дефицит текущего счета к 2014 году сократится до 2.8%; в марте прогноз вырос до 5.5% от ВВП. В-четвертых, если страна не сможет восстановить экспортный сектор, ни о каком устойчивом росте не может быть и речи. Однако для этого потребуется значительное сокращение номинальных затрат. Даже если Греции удастся сделать это, что весьма сомнительно, то коэффициент долга и ВВП вырастет еще больше.
Рынок скептически относится к способности Греции вернуть себе кредитоспособность и такое недоверие оправдано. Оно основано на двух фактах: огромная задолженность и отсутствие конкурентоспособности. Греки отказываются идти на уступки и вообще в чем-то себя ущемлять, превращая невозможное в немыслимое. Если бы речь шла о Финляндии, в чудо еще можно было бы как-то поверить. Но современная Греция - это совсем другое, она не идет ни в какое сравнение с северными собратьями. Зачем продолжать давать в долг и, в то же время, перекладывать большую часть обязательств греческого правительства на балансы частного сектора? Я вижу четыре причины. Во-первых, эта стратегия позволяет скрыть от посторонних глаз состояние частных кредиторов. Для государства важно сохранить лицо, а помогать Греции, делая вид, что спасаешь на самом деле свои банки, куда благороднее. Если бы у частных кредиторов было достаточно времени, они могли бы продать свои долги гос. сектору или списать их без вливаний капитала со стороны государства. Во-вторых, стратегия затягивания позволяет другим странам привести свои дела в порядок до дефолта Греции или ее стихийного выхода из состава Еврозоны. Если нечто подобное произойдет, инвесторы кинутся продавать гос. облигации и забирать деньги из банков, расположенных в странах с сомнительным финансовым положением. Последствия будут ужасными.
В-третьих, не исключено, что Греции удастся выпутаться. Если оказать стране хорошую поддержку, можно хотя бы рассчитывать на благоприятный исход. в-четвертых, МВФ ожидает, что в этом году первичный дефицит Греции (до процентных выплат) составит 0.9% от ВВП. Таким образом, чистый трансферт ресурсов будет направлен на государственный сектор страны. В этой ситуации дефолт не имеет смысла. Эти аргументы расположены в порядке возрастания надежности. Первый аргумент использовался для того, чтобы оправдать политику отрицания, которая привела Латинскую Америку к потерянному десятилетию в 1980-х. Такое поведение казалось аморальным тогда, не менее аморальным оно выглядит и сегодня. Убытки нужно признавать, а банки рекапитализировать. Второй аргумент предполагает, что Греция по-прежнему находится в бедственном положении. Между тем, совершенно ясно, что инвесторы уже начали покидать и другие неблагонадежные юрисдикции. Третий аргумент вовсе не так смешон, как может показаться на первый взгляд, но такой счастливый конец кажется невозможным в текущей ситуации. Последний аргумент - самый веский. Однако он подразумевает лишь краткую задержку, а не вечную борьбу с ветряными мельницами.
Когда тот или иной исход неизбежен, нужно к нему готовиться. В данном случае, наиболее информированным обозревателям и аналитикам он кажется именно таким. Я не вижу особых преимуществ в том, чтобы Греция объявила дефолт в отношении гос. сектора после долгих лет агонии, отказавшись от быстрого дефолта в частном секторе. Лучше всего действовать с опережением, предупреждая возможные негативные последствия. В данном случае к таким последствиям относится кризис в других ослабленных странах Еврозоны. В случае неблагоприятного исхода, по меньшей мере, Ирландии потребуется реструктуризация. Чтобы исправить ситуацию, потребуется сделать еще один шаг по направлению к общеевропейской финансовой системе с соответствующей фискальной поддержкой. Однако сейчас нужно в первую очередь признать нелицеприятную реальность. Если просто сидеть и ждать у моря погоды, откладывая решение, чуда не произойдет. Настало время признать всю глубину кризиса, постигшего Грецию, и действовать быстро, с учетом глобальных последствий для партнеров страны по Еврозоне.
Мартин Вулф
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times