Такая политика может заставить Еврозону двигаться в неправильном направлении. Страх скатиться в дефляцию в японском стиле начинает сказываться на монетарной политике Еврозоны. Инфляция в валютном союзе продолжает снижаться, достигнув в августе отметки в 0.3%. Европейский центральный банк вслед за центральными банками США, Великобритании и Японии внедряет программу количественного ослабления - закупка большого количества активов. Однако такая стратегия не поможет избежать потери целого десятилетия подобно Японии. На самом деле она может привести как раз к такой опасной ситуации, которую призвана предотвратить. Есть несколько причин, почему ЕЦБ не должен идти по пути количественного ослабления. Во-первых, недавние низкие показатели инфляции отчасти вызваны падением цен на нефть и другие сырьевые товары.
Они также учитывают необходимые изменения на периферии Еврозоны – замедление роста зарплат и влияние структурных реформ отражается в снижении цен по всей Еврозоне, а это как раз то, что нужно таким странам, как Греция и Португалия, для восстановления конкурентоспособности и стимулирования покупательной способности.
Нет никаких признаков возникновения порочного круга, образованного падением инфляционных ожиданий и потребительскими ограничениями. По мере восстановления экономики уровень инфляции постепенно снова начнет подниматься. Во-вторых, хотя у ЕЦБ есть несколько вариантов внедрения количественного ослабления, для каждого из них существуют серьезные препятствия. Покупка ценных бумаг, обеспеченных активами, или корпоративных облигаций поставила бы европейских налогоплательщиков в условия кредитного риска.
Если бы ЕЦБ покупал облигации, выпущенные правительствами Еврозоны, соразмерно производительности каждой страны, его интервенция была бы направлена на Германию, где доходность облигаций уже достигла минимума; при этом доходность 10-летних облигаций сейчас ниже 1%. Однако любая программа закупки активов, сконцентрированная на медленно растущих экономиках, приведет к недопустимому с политической точки зрения перераспределению риска в Еврозоне и создаст неподходящие стимулы для фискальной политики.
В-третьих, влияние дальнейшего количественного ослабления на производительность и уровни цен будет ничтожным. Это связано с тем, что рецессия во многих странах Еврозоны вызвана разрушительным размером долга, накопленного государственными и частными лицами во время бума. Домохозяйства и компании, имеющие чрезмерную задолженность, вряд ли накопят еще больше долгов; напротив, они пытаются выплатить их. А это делает монетарную политику неэффективной. В-четвертых, дальнейшее количественное ослабление отсрочит столь необходимые изменения в балансовых отчетах европейских банков и компаний.
Обилие бесплатной ликвидности, поступающей из центрального банка, позволяет коммерческим кредитным организациям по-прежнему поддерживать слабых кредиторов. Именно этот вид «зомби-кредитования» сдерживал рост в Японии больше 10 лет. В-пятых накапливается косвенный ущерб от крайне свободной монетарной политики. Риски для финансовой стабильности увеличиваются по мере того, как инвесторы начинают вкладываться в рисковые активы в поисках большей прибыли. Некоторые активы, такие как бросовые облигации, торгуются по взвинченным ценам.
Для многих южно-европейских банков ликвидность ЕЦБ заменила рынок краткосрочного капитала. Неразумно игнорировать рыночную дисциплину в течение продолжительного времени. ЕЦБ правильно делает, беря на себя функции кредитора последней инстанции в Еврозоне. Однако он уже наводнил европейскую экономику ликвидностью, например посредством адресных программ по долгосрочному рефинансированию, которые должны скоро начаться. Обнародование дальнейшей политики ЕЦБ не должно сводиться к обещаниям, что ликвидность будет всегда доступна. У банков, которые работают исходя из предположения, что они смогут избежать рынка краткосрочного капитала, нет стимула привести свои дела в порядок.
Им нужно сказать, что рано или поздно процентные ставки вернутся на нормальный уровень - и они должны быть готовы к таким последствиям. Как отметил президент ЕЦБ Марио Драги на собрании глав центробанков в Джексон Хоуле, сама по себе монетарная политика не сможет вернуть устойчивый рост в Еврозону. Стабилизация ситуации на рынках труда и улучшение инвестиционного климата, последовательные фискальные реформы и способствующие росту инвестиции в инфраструктуру и образование – вот на чем должна сосредоточиться Европа.
Майкл Хейз
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times