Основным принципом современного общества является обещание, что каждое поколение будет жить лучше предыдущего. В целом, наиболее развитые экономики выполняют это обещание, повышая уровень жизни по сравнению с предыдущими поколениями, несмотря на спады во время войн и финансовых кризисов. В развивающемся мире подавляющее большинство людей также ощущают результаты повышения уровня жизни, и у них возникают аналогичные ожидания в плане роста. Но смогут ли будущие поколения, особенно в развитых экономиках, реализовать эти ожидания. Хотя наиболее вероятен ответ «да», риски спада кажутся выше, чем несколько десятилетий назад. Пока что в современном мире каждое предсказание о том, что судьба человечества ухудшиться, сделанное Томасом Мальтусом и Карлом Марксом, оказывается ошибочным.
Технологический прогресс позволяет преодолевать препятствия на пути экономического роста. Периодическое восстановление политического равновесия, иногда мирное, иногда нет, принесло пользу подавляющему большинству людей, хотя одним больше, чем другим.
В итоге опасения Мальтуса по поводу массового голода не оправдались в отношении мирных капиталистических экономик. И, несмотря на поразительное уменьшение доли труда в доходе в последние десятилетия, долгосрочная картина все же опровергает предсказание Маркса о том, что капитализм приведет к обнищанию рабочих. Уровень жизни продолжает расти по всему миру. Но прошлые показатели роста не гарантируют сохранения подобной тенденции и в этом столетии. Если не брать в расчет возможные риски геополитической дестабилизации, то необходимо преодолеть некоторые сложные испытания, в основном связанные со слабой политической активностью и нарушением политических функций.
Первый комплекс вопросов включает назойливые проблемы, которые охватывают внешние последствия экономической деятельности, например, ухудшение экологии. Когда права собственности нечетко определены, как в случае с воздухом и водой, требуется участие правительства с целью надлежащего регулирования. Я не завидую будущим поколениям, которым придется бороться с возможными последствиями глобального потепления и истощения пресноводных ресурсов. Второй комплекс проблем включает необходимость обеспечить справедливое восприятие экономической системы, что является ключом к ее политической устойчивости.
Такое восприятие больше нельзя считать само собой разумеющимся, так как взаимодействие технологий и глобализации усилило неравенство доходов и имущества в странах, даже несмотря на сужение разрывов между странами. До сих пор нашим обществам удавалось приспосабливаться к передовым технологиям; однако темпы изменений в последние десятилетия привели к сильной напряженности, отразившейся в огромных разрывах в доходах внутри стран, с почти рекордными расхождениями между самыми богатыми и всеми остальными. Неравенство может разрушить и парализовать политическую систему страны – и вместе с этим экономический рост.
Третья проблема связана со старением населения, и она может поставить серьезные задачи даже перед хорошо продуманной политической системой. Как будут распределены ресурсы для оказания помощи пожилым людям, особенно в медленно развивающихся странах, где существующие пенсионные системы и планы здравоохранения пожилых людей явно нежизнеспособны? Резкий рост государственного долга, несомненно, усугубил проблему, так как будущим поколениям придется и погашать наш долг, и оплачивать наши пенсионные пособия. Последняя проблема связана с широким рядом вопросов, требующих регулирования быстро развивающихся технологий правительствами, которые необязательно обладают компетенцией или ресурсами для эффективного выполнения этой задачи. Мы уже видели, куда может привести ненадлежащее регулирование быстро развивающихся финансовых рынков. Аналогичные недостатки существуют и на многих других рынках.
Самый яркий пример – снабжение продуктами питания; технологии в данной отрасли позволяют непрерывно производить подвергнутые интенсивной обработке и генетически очищенные продукты, которые ученые только начинают изучать. Сейчас известно только то, что детское ожирение во многих странах превратилось в эпидемию, при этом отмечается тревожный рост диабета 2 типа и ишемической болезни сердца, что негативно повлияет на продолжительность жизни будущих поколений. Эти проблемы затрагиваются многими ведущими специалистами в области здравоохранения, включая Келли Браунелла, Дэвида Людвига и Уолтера Виллета. До сих пор государственное вмешательство, в основном в виде углубленного изучения, в целом было неэффективным. Самоубийственная зависимость от полуфабрикатов, которую экономисты описали бы как «интернальность», может снизить качество жизни зависимых людей и, в конечном счете, привести к внешним последствиям для общества, например к увеличению расходов на здравоохранение. Опять же, несмотря на рост опасений со стороны специалистов, политические рынки крайне сдержанны.
Все эти проблемы можно решить, в краткосрочной или среднесрочной перспективе. Глобальный углеродный налог снизил бы риски, связанные с изменением климата, уменьшив при этом долговое бремя государства. Для решения проблемы неравенства требуется более масштабное перераспределение в рамках национальных систем налогообложения наряду с усовершенствованными программами образования для взрослых, возможно, с интенсивным использованием новых технологий. Негативные последствия сокращения роста населения можно смягчить за счет ослабления ограничений в отношении международной миграции и поощрения женщин и пенсионеров к тому, чтобы они вышли на работу или не уходили с нее. Но сколько времени потребуется для этого правительствам – вопрос открытый.
Капиталистическим экономикам удается эффективно обеспечить рост пользования товарами личного потребления, по крайней мере, в долгосрочной перспективе. Когда дело касается общественных благ – таких как образование, окружающая среда, здравоохранение и равные возможности – результаты не столь впечатляющие, а политические препятствия на пути улучшения, судя по всему, растут по мере развития капиталистических экономик. Продолжит ли каждое последующее поколение наслаждаться более высоким уровнем жизни по сравнению со своими непосредственными предшественниками? В развивающихся странах, которые еще не достигли технологического предела, ответ почти наверняка будет «да». В развитых экономиках, хотя ответ все же должен быть «да», трудности становятся непреодолимыми.
Кеннет Рогофф
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate