Шесть факторов говорят о том, что американская экономика медленно идет на поправку. По данным некоторых наблюдателей, этих факторов достаточно для того набрать критическую массу и вытолкнуть экономику из замкнутого круга. Хотелось бы надеяться на то, что они правы, однако, череда слабой экономической статистики, включая майский отчет по рынку труда, показавший рост занятости всего лишь на 69 тыс. рабочих мест, упрочил сомнения. Эти и другие тревожные показатели неожиданно породили разговоры о том, что американская экономика совсем слаба, а восстановление было лишь кратковременным улучшением на общем фоне заболевания. В этой обстановке хочется напомнить о положительных сторонах, а также упомянуть о том, почему их не достаточно для полного выздоровления.
Для начала, крупные международные компании США в прекрасной форме. У них много свободных денежных средств, они платят низкие проценты по кредитам, а их основные обязательства переведены на другие статьи баланса. Многие из них активно эксплуатируют высокий спрос в развивающихся экономиках, что обеспечивает им высокие денежные потоки. Однако денежная наличность корпораций - не единственный источник значительной покупательской способности, которая пока никак себя не проявляет. У богатых домохозяйств тоже большие возможности. Они вполне способны поддержать и потребление, и инвестиции. Третий и четвертый положительные факторы связаны с рынками жилья и труда. Отставание в этих двух сегментах экономики тормозило циклическую динамику, которая, традиционно, помогала американской экономике вырваться из болота. Однако, судя по последним статистическим данным, рынок жилья уже достиг своего дна и теперь начинает понемногу восстанавливаться. А уровень занятости устойчиво растет с сентября 2010 года, хоть и медленнее, чем хотелось бы.
А еще есть Федеральная резервная система. Несмотря то, что эффективность нетрадиционных и через чур экстравагантных политических решений взывает сомнения - и не без оснований - ФРС готова к еще более активным действиям, если экономика вдруг начнет падать. Ведь, если ФРС и допустит ошибку (что вполне вероятно, учитывая сложную ситуацию, в которой оказалась страна, и вечно "неопределенный" прогноз), то, скорее ею станет затяжное стимулирование, а не преждевременное ужесточение монетарной политики. Кроме того, некоторые аналитики полагают, что после ноябрьских выборов политикам будет проще договориться о важных и радикальных экономических решениях. Как только "финансовый обрыв" (потенциально губительное для экономики препятствие, которое может стоить ей около 4% от ВВП в виде чрезмерных сокращений расходов и массового повышения налогов) перестанет маячить на горизонте, политика в США станет более продуктивной, что позволит развеять туман, который сейчас тормозит экономическую активность.
Все шесть факторов указывают на фактическое или потенциальное экономическое выздоровление. Поэтому не удивительно, что некоторые уверовали, что Штаты, наконец-то избавятся от вялого роста, устойчиво высокой безработицы и социального неравенства. Увы, ни сами по себе, ни вместе, эти факторы не способны переломить ход событий, и вот почему:
США попали под влияние мощных внешних экономических и финансовых факторов, связанных, в первую очередь, с европейским кризисом, который вошел в самую деструктивную и непредсказуемую фазу, с бегством капитала из ряда стран. Кроме того, крупные развивающиеся экономики, включая Бразилию, Китай, Индию и Россию, начинают сбавлять обороты. Многие экономические сегменты в США еще не закончили процесс восстановления балансов. В первую очередь это относится к банковской системе, которая еще слишком сильно зависит от заемных средств, что не устраивает ни регулирующие органы, ни рынки. Домохозяйства также еще в процессе выплаты своих долгов. Фактически, норма сбережений среди домохозяйств упала ниже 4%, потому что многие семьи вынуждены расходовать деньги, отложенные на черный день.
Между тем, чрезмерно активна монетарная политика последних лет может девальвировать стоимость обеспечения, что приведет к непредсказуемым последствиям. По отдельности эти проблемы не представляют серьезной угрозы, но все вместе они могут ослабить экономическую активность и помешать нормальному функционированию рынков. Помните, Бен Бернанке обещал, что все эти "риски и побочные эффекты" с лихвой окупятся общим улучшением экономической ситуации, которое пока так и не наступила. Но, чем дольше мы тянем с устранением этих препятствий для роста экономики и занятости, тем больше шансов, что они впечатаются в структуру американской экономики - лишив ее динамизма и снизив ее чувствительность к внешним воздействиям. Например, 5.4 млн. человек долгое время сидят без работы, а средний срок поиска работы в 2.5 раза выше исторической нормы, в этих условиях людям сложнее найти работу с прежней зарплатой и на прежних условиях. Высокая безработица среди молодежи тоже опасное явление: новые участники рынка труда лишаются возможности устроиться по специальности.
Выводы неутешительны, но от них никуда не денешься. Американская экономика идет на поправку, но еще многое нужно сделать - и как можно быстрее - чтобы вернуть ей традиционную живость и бодрость. В первую очередь, от политиков требуется серьезный и конструктивный подход, желание работать сообща, чего, увы, не наблюдается. До тех пор пока они не поймут, что тянуть одеяло на себя - не выход, надежда на то, что экономика разовьет скорость, необходимую, чтобы вырваться из порочного круга, так и останется лишь надеждой. Вместо того, чтобы двигаться вперед, американская экономика, к сожалению, еще тяжела на подъем, уязвима и слаба.
Мохамед Эль Эрейн, генеральный директор и главный инвестиционный управляющий в компании PIMCO.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate