Многие месяцы переговоров между правительством Греции, Международным валютным фондом и Европейским центральным банком не принесли особых результатов. Одна из причин связана с тем, что все стороны слишком много внимания уделяли вопросам, связанным с очередным вливанием ликвидности, забывая при этом о том, как помочь Греции встать на ноги и вернуться на путь устойчивого роста. Чтобы выбраться из тупика, нужно думать о здоровой греческой экономике. Устойчивое восстановление требует взаимно усиливающих реформ, способных раскрыть значительный потенциал Греции и устранить узкие места в некоторых областях: продуктивные инвестиции, предоставление кредитов, инновации, конкуренция, социальная безопасность, государственное управление, юрисдикция, рынок труда, культурное наследие и, наконец, демократическое управление.
Семь лет долговой дефляции, усиленной бесконечным затягиванием поясов, привели к резкому сокращению государственных и частных инвестиций, а также вынудили банки свернуть программы кредитований. У правительства нет места для фискального маневра, а греческие банки трещат по швам от безнадежных долгов, поэтому крайне важно мобилизовать оставшиеся государственные активы и открыть поток банковских кредитов в здоровые сегменты экономики.
Чтобы восстановить инвестиции и кредитование до уровней, необходимых для восстановления экономики, Греции потребуется два новых государственных института, которые будут работать бок о бок с частным сектором и европейскими институтами: банк развития, который вберет в себя государственные активы, и «плохой банк», который позволит банковской системе избавиться от безнадежных долгов и восстановить поток кредитования в прибыльные сегменты экономики, ориентированные на экспорт.
Представьте, что банк развития снизит соотношение обязательств к активам для обеспечения, состоящего из пост-приватизационных акций государства, и для других активов (например, недвижимости), стоимость которых может существенно вырасти, если правильно реформировать права собственности. Представьте, что он свяжет в одну цепь Европейский инвестиционный банк и инвестиционный план главы Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера в отношении частного сектора Греции на сумму 315 млрд. евро.
Таким образом, приватизация перестанет рассматриваться как спешная продажа, необходимая чтобы поскорее выручить деньги и залатать фискальные дыры, она станет частью большого сотрудничества между частными и государственным секторами. Представьте также, что «плохой банк» поможет финансовому сектору, неплохо рекапитализированному в разгар кризиса за счет несчастных греческих налогоплательщиков, сбросить груз безнадежных долгов и разблокировать потоки кредитования. На фоне деятельности банка развития, потоки кредитования и инвестиций наполнят греческую экономику до краев и, в конечном счете, плохой банк начнет приносить прибыль и превратится в «хороший».
И, наконец, представьте, как все это отразится на греческой финансовой, фискальной и социальной экосистеме: акции банковского сектора взлетят до небес, за счет этого уйдут государственные убытки, понесенные в результате их рекапитализации. Между тем, дивиденды банка развития будут направляться в пенсионные фонды с крайне низкой капитализацией из-за «стрижки» по их вложениям в греческие государственные облигации в 2012 году. В рамках этого сценария, повышения социальной безопасности можно добиться за счет объединения пенсионных фондов, увеличения взносов на фоне роста занятости, и возврата к официальному трудоустройству рабочих, ушедших «в тень» после резкого дерегулирования рынка труда, имевшего место в темном экономическом прошлом страны.
Не трудно представить, как расцветет Греция благодаря этой стратегии. В мире с ультра-низкой доходностью она будет привлекать прямые иностранные инвестиции своими уникальными возможностями. Но чем же эта ситуация будет отличаться от притока капитала в период до 2008 года, который в конечном счете стал причиной роста за счет долгового финансирования? Можно ли избежать очередной макроэкономической схемы Понзи? В период так называемого Понзи-роста коммерческие банки использовали эти потоки капитала, чтобы подпитывать потребительский бум, а государство вкладывало их в сомнительные приобретения и просто тратило направо и налево. Чтобы убедиться, что на этот раз все будет по-другому, Греции нужно реформировать свою социальную экономику и политическую систему. Создание новых пузырей никак не согласуется с нашим представлением о развитии.
На этот раз, напротив, новый банк развития будет распределять скудные внутренние ресурсы, направляя их только в надежные проекты. К ним относятся стартапы, компании, работающие в сфере информационных технологий, органическое сельское хозяйство в сегменте малого и среднего бизнеса, экспортно-ориентированные фармацевтические компании, попытки привлечь в Грецию международную киноиндустрию, образовательные программы, ориентированные на использование греческих талантов и не имеющего аналогов исторического наследия. Между тем, греческие власти будут внимательно следить за кредитованием в частном секторе, а долговые ограничения не позволят правительству взяться за старые дурные привычки.
Это значит, что страна больше никогда не вернется к первичным дефицитам. Картели, неконкурентное цеообразование, бессмысленно закрытые профессии и бюрократия - традиционное проклятие государственного сектора - вскоре найдут злейшего врага в лице нашего правительства. В прошлом экономическому росту мешали нездоровые альянсы между олигархами и политическими партиями, скандальные гос. закупки, протекционизм, коррумпированные средства массовой информации, чрезмерно уступчивые банки, слабые налоговые органы и боязливые, пристыженные законники. Эти пороки можно устранить только при помощи демократической прозрачности. И наше правительство намерено сделать это.
Янис Варуфакис, министр финансов Греции
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate