Красота текущего момента состоит в усиленном продвижении «дефолтных» идей. При этом ответ на вопрос «зачем» становится все более прозрачным.
Прошлая неделя была посвящена «приближению дефолта» в случае, если законодатели США не примут решение о «поднятии планки» для отношения «долг/ВВП». Ситуацию разрулил Б. Обама, просто сделав «предложение на $4 трлн».
Сегодня идея «китайская». Срочно сообщается, что «валютные резервы Китая впервые превысили $3 трлн». Смысл – так нельзя, а потому вопрос будет поставлен ребром в ближайшее время на встрече G-20 в Вашингтоне. Специалисты заходят в тупик, размышляя, как так произошло, что только за последние 2 года резервы были увеличены на $1 трлн (на конец марта 2009 г. валютные резервы Китая составляли $1,953 трлн.).
Цитата: «Наиболее поразительным является то, как быстро растут валютные резервы Китая. Китайский власти указывают на дефицит торгового баланса в I квартале как на причину для менее сильного роста юаня, но темпы роста резервов показывают, что Народный Банк Китая все еще по-прежнему очень активно сопротивляется росту юаня».
Попытаемся разобраться в этой идее, периодически в кульминационные моменты возникающей на финансовом небосклоне.
Что подразумевается под валютными резервами? В строгом (узком) смысле это совокупность иностранных валютных депозитов и облигаций, выпущенных Центральными Банками. В более широком смысле данный термин обычно включает в себя иностранную валюту, золото, специальные права заимствования (SDR) и резервы МВФ. Важная составляющая – облигации. Резкий рост валютных резервов пришелся на 2 года после кризиса. Основу валютных депозитов составляет USD, основу облигационной составляющей – казначейские обязательства США. Следуя логике и наблюдая динамику USD, можно заключить, что, скорее всего, рост произошел второй составляющей. При этом можно, конечно, предположить, что Китай скупал европейские облигации, но суммы такой помощи в «еврокризис» оценивались всего-то десятками миллиардов.
Ниже приведена «вырезка» из отчета Казначейства США о странах-владельцах казначейских облигаций
Кликните на График для Увеличения
Примечательно, что как только завершился «еврокризис» в 2010 г. (одновременно ФРС приняла решение «разводнить долларами Еврозону) и было заявлено о раунде количественного смягчения в США, Китай бросился скупать казначейские обязательства США. Деньги снова активно потекли из Китая в США. Таков уж источник восстановления после кризиса. Цифры официальной отчетности никуда не денешь. Еще интересно следующее. Считается, что основными странами-кредиторами США являются Китай и Япония. Однако согласно представленному отчету Япония особенно не помогала.
Естественно, Китай делает такой гешефт не бесплатно. Плата – торговый баланс Китая и все, что стоит в его основе. Китай за счет превышения объема экспорта над объемом импорта в торговом балансе с США получает большой объем долларовых платежей, который накапливает в валютных резервах. Поскольку большая часть поступивших долларовых средств не расходуется, а переводится в казначейские облигации США, это приводит к значительному росту валютных резервов Китая.
Так в чем дисбаланс? Может быть, это все-таки баланс? Примечательно, что Китай показал впервые за несколько лет дефицит торгового баланса в I квартале. Естественно, начались новые трения в отношении юаня. Но на самом деле – разворот в деле покупки облигаций. Причем процесс совпал по времени с активными выступлениями представителей ФРС США о необходимости окончания количественного смягчения и начале политики ужесточения.
Из свежего: «Очевидное укрепление экономики США предполагает, что в неотдаленном будущем денежно-кредитная политика начнет менять свой курс с нынешней весьма облегченной позиции… Федрезерв должен рассмотреть все возможности выхода из рекордных мер стимулирования в 2011 г. до того, как будут возможны всплески инфляции… Существует достаточно доказательств того, что наша экономика идет на поправку и, что умеренное, но устойчивое восстановление имеет место быть». (Ч. Плоссер).
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
major-forex.jpg | 37.32 кб |