Низкие процентные ставки ограничивают прибыль банков. Высокие могут сделать то же самое. Будьте осторожны в своих желаниях. В течение последних нескольких лет банки богатых стран мира постоянно жалуются, что низкие процентные ставки выжимают все соки из банковской системы. Теперь на фоне повышения долгосрочных процентных ставок в ожидании, что ФРС начнет снижать темпы и объемы покупки активов, а также, возможно, менять краткосрочные процентные ставки уже в ближайшее время, некоторые задаются вопросом, чем нам все это грозит. Более высокие ставки, вероятно, восстановят прибыльность банков, однако слишком быстрое увеличение может подорвать их здоровье.
Обычно банки зарабатывают большую часть денег на спрэдах, или на разнице, между ставкой процента, который они платят по депозитам, и процентом, который они берут с заемщиков. Такой спрэд сузился из-за падения учетных ставок в богатых странах, поскольку кредиты стали дешевле, однако ставки по вкладам не могут опуститься ниже нуля. Например, в Америке средняя «чистая процентная маржа» банков, контролируемая Федеральной корпорацией по страхованию депозитов, упала до минимального уровня с 2006 г. (сам по себе 16-летний минимум для небольших банков). Скудная прибыль подтолкнула некоторые банки к выдаче более рискованных кредитов или покупке рисковых активов в погоне за прибылью.
Повышение процентных ставок привело бы к увеличению процентной маржи в тех банках, которые увеличивают ставки для заемщиков быстрее, чем растут их собственные расходы на финансирование. Компания SNL Financial полагает, что крупные американские банки получили бы выгоду от увеличения ставок, так как в среднем цены на большую долю их активов, в отличие от обязательств, изменится в течение года. Исключением является банк Citigroup, который может столкнуться с сокращением процентной маржи. По данным компании Nomura, банки в Японии будут рады повышению ставок. Более высокие ставки также будут на руку инвестиционным банкам, которые должны получить прибыль благодаря росту объемов торговли и волатильности облигаций в случае дальнейшего повышения доходности.
В других странах прогнозы менее оптимистичны. Банк Англии, представивший июне годовой отчет по финансовой стабильности, обеспокоен тем, что маржа британских банков изначально может сократиться на фоне роста ставок. В Германии банки с небольшими накоплениями также находятся в зоне риска, поскольку они предлагают кредиты с фиксированной ставкой, принимая при этом вклады с переменной ставкой. Такая же опасность может нависнуть над американскими кредитными союзами, видом финансового кооператива, которые тоже подвержены процентным рискам, связанным с кредитованием по фиксированной ставке, которое обеспечивается за счет вкладов с переменной ставкой.
Процентная маржа меняется относительно медленно. Непосредственную угрозу для банков представляет снижение рыночной стоимости активов, принадлежащих банкам. Цены падают по мере роста доходности государственных облигаций и других ценных бумаг с фиксированным доходом. Поскольку объемы непогашенного долга очень велики, последствия могут быть значительными. В своем последнем годовом отчете Банк международных расчетов, обеспечивающий сотрудничество между центральными банками (Базель), говорит, что возможный трехпроцентный рост доходности облигаций с любым сроком действия может нанести убыток всем владельцам государственных облигаций, который составит 15-35% от ВВП в таких странах, как Франция, Италия, Япония и Британия.
Опять же здесь последствия для банков из разных стран существенно разнятся. На долю государственных облигаций приходится менее 2% активов, принадлежащих британским банкам, по сравнению с примерно 25% активов в случае японских банков. Но если исходить просто из владения государственными облигациями, можно недооценить риск роста доходности для банков, поскольку они владеют многими другими активами с фиксированным доходом, стоимость которых тоже упала бы. По данным Банка Англии, в случае внезапного роста процентных ставок переоценке подверглись бы около 40% активов британских активов. Кроме того, у банков может возникнуть косвенный риск убытков от ценных бумаг с фиксированным доходом, связанный с другими каналами – например, кредиты клиентам, которые являются крупными держателями подобных инструментов, или изменение стоимости ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения.
Есть и третий фактор риска, связанный с возможным повышением ставок: большинство клиентов постараются выплатить кредиты, но не всем это удастся. Оценить этот риск трудно, так как на убытки по кредитам влияют не только процентные ставки, но также экономический рост и уровень занятости, а для того, чтобы центральные банки сократили интервенцию, требуется улучшение обоих этих показателей. Тем не менее, существуют тревожные признаки. В Британии почти пятая часть обеспеченных кредитов была выдана домохозяйствам, у которых, по данным Банка Англии, после оплаты основных расходов остается менее 200 фунтов (307 долларов) в месяц. Повышение ставок может привести к неплатежам со стороны многих из них. Перед политиками стоит следующая дилемма: сохранение низких ставок в течение длительного времени весьма опасно. Но и быстро повышение тоже довольно рискованно.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist