Нет никаких сомнений в том, что рынки уверовали в благополучном завершении еврокризиса. Доходность по облигациям упала ниже докризисных уровней в большинстве стран, известных как периферийные. Активы Южной Европы расхватывают как горячие пирожки. Может быть, это прелюдия к очередному моменту Мински? Предыдущий кризис идеально подходит под описание американского экономиста Хаймана Мински. Непоколебимая вера инвесторов в стабильность заставляет их идеализировать ситуацию - например, считать, что страны Еврозоны не могут объявить дефолт. Однако в конечном счете выясняется, что этот мир небезупречен - угроза дефолта вполне реальна - от стабильности не остается не следа - вот вам и еврокризис.
Инвесторы слепо верили в евро около десяти лет, с 1998 года до 2008 года, хотя кризису понадобилось еще два года, чтобы основательно разрушить шаткое благополучие. Большую часть этого времени инвесторы требовали за португальские долговые бумаги всего лишь на 0.2% больше, чем за немецкие, что намного ниже 5%-ной доходности в 1995 году. В разгар кризиса в 2012 году спрэд достигал 15%. Теперь инвесторам снова возвращается уверенность. По данным Credit Suisse, теперь инвесторы требуют менее высокую премию за покупку корпоративных облигаций из периферийных стран относительно облигаций из стран Северной Европы, или так называемого "центра", чем до финансового кризиса 2008 года. Банки в Испании торгуются с более высокой премией относительно балансовой стоимости, нежели из американские конкуренты. А процентные ставки по некогда проблемным государственным облигациям Испании, Португалии и Италии находятся на рекордных минимумах.
Однако, несмотря на явную беспечность инвесторов, до пузыря дело еще не дошло. На самом деле, есть немало поводов для оптимизма. Торговые дисбалансы и фискальные дефициты в валютном союзе существенно сократились. Еврозона сделала шаг в сторону банковского союза и более тесной взаимовыручки. Согласно последним данным, ВВП в первом квартале вырос всего лишь на 0.2%, но это все же лучше, чем спад. Европейский центральный банк действительно делает все, чтобы помочь облегчить ситуацию, хотя формировать монетатрную политику для столь сильно фрагментированного региона очень сложно. При этом инвесторы демонстрируют весьма сдержанный энтузиазм. Гэп между испанскими и немецкими 10-летними облигациями сократился на 50 базисных пунктов в этом году, и почти на 4.5% по сравнению с пиковым значением 2012 года; текущее значение на уровне 150 б.п. намного выше отрицательного спрэда 2004 года. Текущие цены на испанские долговые бумаги указывают на вероятность реструктуризации или развала Еврозоны в течение ближайших 10 лет как один к пяти. Но хорошие новости и признаки умеренности на рынке - типичные признаки средней стадии цикла Мински. Вопрос в том, насколько быстро рынки движутся в опасном направлении.
В среднесрочной перспективе риски высоки. Европейский центральный банк может столкнуться с проблемами со стороны Конституционного суда Германии, или просто не сумеет вывести Еврозону из экономического штопора. Правительства спешат сократить дефициты, но мешкают с реформами и списаниями долгов, которые необходимы для того, чтобы вернуть регион на путь восстановления. Посредственные экономические показатели усиливают недовольство избирателей. Рост популярности анти-европейских или радикальных партий во многих странах ведет к возникновению того, что в Deutsche Bank назвали "мягким центром" слабых или коалиционных правительств, склонных к компромиссу и полумерам. И если в ближайшие несколько лет начнется спад, первыми под ударом окажутся именно страны с высоким уровнем долга, у центрального банка не будет места для маневра. Для слишком самоуверенных инвесторов может наступить настоящий момент Мински.
Нейл Анмак
Подготовлено Forexpf.ru по материалам агентства Reuters