Для дальнейшего снижения курса евро есть все условия: дефляция упрямо стучится в европейскую дверь, публикуемые в последнее время макроэкономические данные рисуют мрачную картину, а Европейский центральный банк, судя по всему, готовится к расширению программы количественного смягчения. И все же единой валюте все ни по чем. За последние три месяца евро вырос против доллара почти на пять процентов до 1.1441, а в паре с британской валютой укрепился на 5,8% до 0.7425. И это при том, что буквально недавно некоторые весьма известные аналитики утверждали, что в 2015 году достигнет паритета в паре с долларом — в первые с 2002 года — на фоне агрессивного стимулирования со стороны ЕЦБ и ожидаемого повышения ставки ФРС.
Однако некоторые валютные стратеги полагают, что рост евро вместо ожидаемого снижения вполне объясним и не должен вызвать большого удивления. «Фольксваген не смог обвалить евро, Греция с Ципрасом вместе не смогли обвалить евро… это, наверное, о чем-то говорит», — отмечает Дэвид Блум, глава отдела валютных исследований в HSBC. «Федрезерв оказался настроен не так решительно, как предполагалось, а ЕЦБ оказался не так уж осторожен», — пояснил он. «На самом деле, разница в подходах к монетарной политике сокращается, и это идет на пользу евро». В конце сентября HSBC поднял прогноз по евро на конец года с 1.05 до 1.14, а также прогноз на конец 2016 года с 1.10 до 1.20.
В марте, когда Европейский центральный банк запустил свою программу количественного смягчения на сумму 1.1 трлн евро, единая валюта достигла 12-летних минимумов в области 1.05. Стремительному развитию медвежьего тренда во многом также способствовали слухи о том, что Штаты готовятся к неизбежному и уже скорому повышению ставки. Иными словами, имела место резкая дивергенция монетарной политики, которая придала ускорение росту доллара и снижению евро. Инвесторы по-прежнему считают, что тема дивергенции останется актуальной в ближайшие месяцы. Предполагается, что ЕЦБ объявит о расширении стимулов до конца года, да и повышение ставки ФРС на декабрьском заседании также нельзя окончательно сбрасывать со счетов. Между тем, по словам Блума, надеждам на то, что подобные события ослабят евро, не суждено сбыться, поскольку они уже давным давно заложены в цены, а у европейского регулятора не осталось действительно масштабных и эффективных инструментов стимулирования. «Полагаю, что глава ЕЦБ Марио Драги уже использовал всю свою тяжелую артиллерию, и теперь в его арсенале осталось только игрушечное ружье с пластмассовыми патронами», — иронизирует глава отдела валютной стратегии HSBC. «Регулятору удавалось успешно сдерживать рост евро благодаря QE, но все хорошее когда-то заканчивается… Они могут предпринять еще какие-то шаги, сделать QE бессрочным, но вряд ли им удастся сделать что-то действительно впечатляющее. Чтобы евро пошел вниз, нужен шок и трепет. Но его не будет. Более того, Банк не сможет реализовать ничего подобного даже при желании: есть ряд правил и рамок, в которые они сами себя загнали».
Саймон Смит, старший экономист FxPro, не представляет, как дополнительные стимулы ЕЦБ могут способствовать значительному снижению евро, то есть, повторению мартовской динамики. «На заре QE подобные меры были эффективными. Доллар в свое время стремительно падал, и эта стратегия давала неплохой результат», — поясняет он. «Но Еврозона подоспела как раз к шапочному разбору, поэтому между европейской версией QE и динамикой валюты сформировалась иная взаимосвязь. Она очень слабая и отдача от нее невелика». Смит также добавил, что ключевая процентная ставка в Еврозоне уже близка к нулю, в этих условиях доходность по двухлетним немецким гос. облигациям перешла на отрицательную территорию. «Снижать просто больше некуда. В некоторых странах практически не осталось государственных долговых бумаг, которые могли бы приносить доход. Чтобы добиться результата, нужны еще более радикальные меры». Снижение ставок обычно ведет к снижению валютного курса, потому что в этих условиях сокращается спрос на валюту.
Однако не все верят в рост евро. Так, например, Goldman Sachs по-прежнему считает, что в следующем году единая валюта опустится ниже паритета, к области 0.95 в паре с долларом. Morgan Stanley в своем последнем прогнозе по валютному рынку также прогнозирует движение евро/доллара к паритету в четвертом квартале 2016 года. В Soci?t? G?n?rale сейчас пересматривают свой прогноз, предполагающий достижение паритета в первом квартале следующего года, с учетом изменившихся ожиданий по ставкам в США. Однако Винсент Шагно, глава отдела валютной стратегии французского банка, пояснил, что единая валюта вряд ли сумеет преодолеть августовский максимум, установленный на уровне 1.1715. «По мере укрепления евро будут усиливаться слухи и спекуляции о дополнительных стимулах и/или снижение ставки по депозитам, что может ограничить восходящую динамику евро. Не думаю, что евро/доллар далеко уйдет, однако сейчас пара движется в направлении этой области сопротивления».