Первый день новой недели стал сессией контрастов на валютном рынке. Торги открылись достаточно мощными ценовыми разрывами «за доллар» против европейских валют и таким же гэпом, но уже против самого «бакса» в паре доллар/йена. Причиной стала, фактически, паника, вызванная безрезультатным завершением на выходных переговоров греков с кредиторами относительно финансовой помощи, что, по сути, заявило о дефолте Афин и поставило страну на грань выхода из Еврозоны. Однако, ситуация очень быстро изменилась, рынок не оказал дополнительного давления на цены, а наоборот начал продавать американскую валюту, что привело к снижению «зеленого» против фунта и евро по итогам дня.
Относительно йены доллар немного нивелировал потери, но остался в минусах. Очевидно, на фоне выросшей неопределенности инвесторы поспешили откорректировать позиции и подождать дальнейшего разворота событий, тем более, что представителе ЕС заявляли о своей открытости для продолжения переговоров. Кроме того, столь быстрой смене настроений могли поспособствовать опасения, что в сложившихся условиях ФРС США придется занять более осторожные позиции в денежно-кредитной политике и отодвинуть повышение ставок на более поздние сроки.
«Масла в огонь» по этому поводу подлили — заявления главы ФРБ Нью-Йорка У. Дадли, сказавшего, что ужесточение политики в сентябре «весьма вероятно», но есть риск недооценивать негативные последствия выхода Греции из состава Еврозоны, и выводы нового рабочего документа МВФ, отметившего, что ФРС не следует повышать краткосрочные процентные ставки, пока она не появятся твердая убежденность в укреплении экономики и возвращении инфляции к целевому уровню 2%.
Данные по экономике Штатов не оказали заметного влияния на рыночные события, т.к. продемонстрировали неоднозначные показания индикаторов. Индекс деловой активности ФРБ-Далласа хоть и вырос в июне до -7.0 с -20.8 в мае, тем не менее, обозначал замедление активности в производственном секторе Техаса, т.к. был ниже 0. Данные же Национальной ассоциацией риелторов (NAR) объявили о росте индекса подписанных договоров при продажах жилья на вторичном рынке в мае на 0.9% м/м, однако это было слабее прогноза, ждавшего +1.2% м/м.
Сегодняшние новости по экономике Штатов могут поддержать «бакс», т.к. прогнозы полагают о позитиве в динамике всех публикуемых показателей. Индекс цен на жилье от S&P/Case-Shiller для 20 мегаполисов за апрель может отметить рост до 5.6% г/г после +5.0% г/г ранее, индикатор активности (PMI) ISM Чикаго предполагается увидеть в июне с ростом в зону подъема — к 50.0 с 46.2 в мае, а индекс потребительской уверенности, рассчитываемый Conference Board, с подъемом в текущем месяце к 97.5 с 95.4 в мае.
EUR
Евро в понедельник упал против доллара в ходе азиатской сессии, но «отжался на европейской и встал на американской сессиях», завершив день с профитом. Резкий обвал единой валюты, отметившийся ценами открытия первого дня новой недели, был вызван отсутствием, в конечном итоге, соглашения между кредиторами и властями Греции, в то время, когда срок выплаты по долгам этой балканской страны Международному валютному фонду фактически наступил.
Что касается причиной последовавшего восстановления евро, то на этот счет единого мнения нет, но рынок склоняется к предположениям, что в условиях усилившейся неопределенности инвесторы начали возвращаться в евро, который в последнее время был популярной валютой фондирования и продавался для осуществления вложений в активы обеспечивавших высокую доходность. Данные по экономике Еврозоны, представленные вчера, к оптимизму не располагали, но давления на единую валюту не спровоцировали.
Темпы инфляции в Германии резко замедлились — в июне индекс потребительских цен (CPI), по предварительной оценке, снизился на 0.1% м/м и до +0.3% г/г после 0.1% м/м, 0.7% г/г ранее, при прогнозе увидеть +0.1% м/м и +0.5% г/г. С понижением было зафиксировано и большинство показателей отчета Еврокомиссии о настроениях в бизнесе и потребителей европейского блока — индекс настроений в экономике в июне снизился до 103.5 со 103.8, показатель делового климата отметил 0.14 против 0.28 в мае, а индикатор доверия в промышленности еще больше углубился в отрицательной зоне — до -3.4 против -3.0 ранее. Без изменений, как и ожидалось, остался показатель потребительского доверия, -5.6.
Сегодня новостная лента Еврозоны планирует показать богатый по содержанию пакет информации. Прогнозы по результатам этих данных, большей частью, говорят о слабости восстановительных процессов в ЕС, что может стать поводом для продаж единой валюты. Потребительские расходы Франции за май ждут с сокращением: -0.1% м/м, +1.6% г/г после +0.1% м/м, +2.0% г/г ранее, предварительный индекс потребительских цен (CPI) Италии в июне с замедлением роста — +0.1% г/г, +0.2% г/г, как и индекс потребительских цен (CPI) в целом по Еврозоне за тот же месяц, который в предварительной оценке ждут с меньшей прибавкой по году +0.2% г/г против +0.3% г/г.
Поддерживающими могут стать сообщения о рынке труда Германии, который, как предполагается, продолжает крепнуть – ждут сокращения заявок на пособия по безработице и сохранение уровня безработицы на отметке 6.4%. В плане перспектив, ставку на евро сейчас, скорее всего, делать не логично и потому, вероятно, возобновление давления на единую валюту, которое может быть сдержанным, т.к. инвесторы все-таки будут ждать результатов референдума.
GBP
Движения британского фунта против доллара были похожи на то, что происходило в паре евро/доллар, однако в значительно более скромном варианте. Амплитуда колебаний была значительно менее широкой, но в результате фунт тоже укрепился против доллара. Кроме общих факторов влияния, у фунта были собственные поводы для расстройств и оптимизма.
Выступление представителя Банка Англии Э. Халдейна было выдержано в «голубиных» тонах, главный экономист этого института сказал, что даже скромное повышение ставок может создать риск рецессии, и рекордно низкие процентные ставки по-прежнему необходимы для дальнейшего восстановления экономики. Естественно, это усилило позиции инвесторов, сомневающихся в скором подъеме ставок в Британии. Противоречивыми выдались сообщения от Банка Англии о ситуации в ипотечном кредитовании. Позитивными для фунта были данные об ипотечных займах, в мае объемы увеличились на 2.1 млрд. фунтов, что стало самым значительным месячным ростом с ноября прошлого года.
Однако, число одобренных кредитов сократилось до 64.4 против 67.6 в апреле. Позитивом для фунта были и сообщения о динамике денежной массы – агрегат M4 в мае расширился до 0.7% г/г против 0.1% г/г ранее. Сегодня новости покажут интересную информацию – последняя оценка ВВП «островов» за 1-й квартал ожидается с пересмотром в лучшую сторону – до +0.4% к/к, +2.5% г/г против +0.3% к/к, +2.4% г/г, что могло быть положительным для стерлинга моментом, если бы не свидетельствовало о снижении по сравнению с предыдущим кварталом – в последней четверти прошлого года фиксировали +0.6% к/к, +3.0% г/г. Другим положительным сообщением ожидается сокращение дефицита текущий счет платежного баланса в 1-ем квартале до -23.0 млрд. после -25.3 млрд. фунтов ранее.
JPY
Пара доллар/йена открылась в понедельник с сильным разрывом против доллара. Торги по этому инструменту в течение дня проходили в разнонаправленно, и по итогам сессии йена смогла сохранить преимущество против доллара. Очевидно, неопределенность ситуации с Грецией снизила склонность к риску и погнала инвесторов в убежище, каковым является йена. Колебания на этом инструменте могли быть обусловлены заявлением министра финансов Японии Т. Асо, который сказал в понедельник, что не ожидает дальнейшего роста йены или ее резкого усиления на фоне углубления долгового кризиса в Греции. В то же время он отметил, что в Греции сложилась непредсказуемая ситуация.
Новости по экономике, опубликованные сегодня в «Стране восходящего солнца», показали обвал в производстве транспортных средств в мае на 16.6% г/г против -7.4% г/г ранее, некоторый рост заказов в строительном секторе, -7.4% г/г после -12.1% г/г и рост закладок новых фундаментов при строительстве жилья хуже прогноза – на 5.8% г/г, когда ждали 6.2% г/г после 0.4% г/г в апреле. Сегодня йена продолжает расти против доллара, т.к. опасения относительно перспектив связанных с возможным выходом Греции из европейского блока продолжают понижать склонность к риску.