США сделали ставку на силу своей валюты: это вызвало последствия для других стран. Повышение курса доллара оставляет слабые экономки в уязвимом положении. Даже развитые страны должны бороться. Усиление доллара вызывает встряску не только валютного рынка. Оно также либо улучшает, либо ухудшает положение стран в рамках мировой экономики. В выигрыше, первую очередь, оказались сами американцы, поскольку их долларовая покупательная способность увеличилась по всему миру: компании крупнейшей в мире экономики могут сократить расходы за рубежом, граждане вдруг обнаружили, что отпуск значительно подешевел - импортные товары и услуги в целом стали заметно дешевле. Самые большие проигравшие от такой валютной турбулентности – отдельные развивающиеся страны, чьи валюты за прошедший год испытали самый настоящий обвал против "зеленого". Это означает, что жители этих государств стали менее состоятельны в мире, где доминирует доллар, чем в начале нынешнего валютного цикла в 2011 году. За последние четыре года "зеленый" - так окрестили доллар за буро-зеленую обратную сторону его банкноты – прибавил по отношению к основным валютам более 20 % стоимости. Индекс доллара, который отслеживает изменения в рамках группы стран -основных торговых партнеров - вырос из-под 80 до 100 пунктов.
Повышение стоимости доллара ослабляет Аргентину
Индекс отражает стоимость доллара по отношению к валютам основных торговых партнеров США. Это: евро, японская иена, британский фунт, канадский доллар, шведская крона и швейцарский франк. По отношению к валютам развивающих стран восходящее движение доллара было намного более существенным: аргентинский песо, например, лишился половины своей стоимости. Бразильский реал обрушился на 40 %. Снижение песо наряду с другими факторами привело к тому, что ВВП Аргентины, который в 2011 году в долларовом выражении оценивался в $562 млрд, на сегодняшний день составляет $470 млрд. Также жестко с этим столкнулась и соседняя Бразилия. Совокупный ВВП крупнейших экономик Латинской Америки с их более чем 200- миллионным населением, оцениваемый в 2011 году в пересчете на доллары в $2,6 трлн, как ожидается, упадет в этом году до уровня в $2 трлн. Еще одним неудачником является Турция, ее валюта упала на 28 %.
Блеск Бразилии был недолгим
Пример Бразилии показывает, что эти изменения обменного курса затрагивают также вес стран в структуре мировой экономики: если 4 года назад доля ВВП страны составляла 3,7 % от общемирового, то сегодня она составляет лишь 2,7 %. Это привело к тому, что самая крупная южноамериканская экономика скатилась с шестого на восьмое место в списке ведущих в мире. Собственно говоря, Бразилия была надеждой инвесторов. Страна из группы государств Bric (аббревиатура, состоящая из заглавных букв названий крупных развивающихся стран: собственно Бразилии, России, Индии и Китая) должна была уже в этом десятилетии обойти Европу и занять 5-е место в рейтинге самых крупных экономик мира. Если бы все прошло по плану, Бразилия оставила бы позади такие ведущие индустриальные развитые европейские страны как Великобритания и Франция. В действительности, бразильцы после финансового кризиса лишь в течение короткого времени занимали место перед британцами. Все же, блеск был недолгим.
Япония также принадлежит к странам, пострадавшим от укрепления доллара
Однако, в числе проигравших от усиления доллара были не только развивающиеся рынки, в развитом мире также были пострадавшие страны: прежде всего Япония. Еще в девяностые годы островная нация была номером 2 в мировой экономике, затем ее обошел извечный азиатский соперник Китай. Теперь японцы теряют из-за продолжающегося ослабления иены. В пересчете на резервную валюту доллар валовой внутренний продукт 120-миллионой нации в 2011 году составлял $5,9 триллиона, а в этом году, вероятно, окажется на уровне лишь $4,2 триллиона. Таким образом, Япония лишь ненамного опережает Германию, которая по оценкам международного рейтингового агентства Fitch в 2015 году произведет товары и услуги на сумму в $3,9 миллиарда.
В то же время Япония доказывает, что слабая валюта может иметь, по меньшей мере, в кратко- и среднесрочном периоде также и положительные эффекты. Под руководством действующего с 2012 года премьер-министра Синдзо Абэ японская экономика показывала впечатляющие цифры роста. Экономисты Morgan Stanley ожидают неплохие перспективы экономики, прежде всего Японии и еврозоны. В качестве обоснования они ссылаются на рост доллара, который стал "неплохим подспорьем", как они выражаются. "В идеальном мире экономики с дефляционными тенденциями, прежде всего, крупные развитые экономики, как могли бы экспортировать дефляцию в США, чтобы стабилизировать инфляционные ожидания и, вероятно, рост экономики", - заявил в интервью Bloomberg экономист Morgan Stanley Маной Прадхана.
Слабый евро помогает Европе
"Рост доллара позитивен для еврозоны и Японии", - говорит Майкл Спенсер, главный экономист Deutschen Bank в Азии. По оценкам Deutschen Bank, падение единой европейской валюты к доллару могло бы прибавить росту экономики еврозоны в этом году 0,3 % и около 0,5 % в 2016 году. Однако, в США подъем доллара мог бы замедлить рост экономики в течение ближайших нескольких лет на 0,75 %, поскольку сильный "зеленый" тормозит экспорт, утверждает финансовый институт. Девид Стоктон из Института международной экономики Петерсона в Вашингтоне ожидает, что в 2015 году ВВП США вырастет на 2,7 %, а в 2016 году – на 2,4 %. Это примерно на четверть процентного пункта меньше, чем было в прогнозах, сделанных в октябре.
Не каждый может позволить себе сильную валюту
Интересный случай - Китай. Валюта второй экономики в мире привязана к доллару, и до сих пор это шло на пользу народной республике, в общем и целом. Ни одна страна в мире не увеличивала так сильно свою долю в мировой экономике: с 10,4 % в 2011 году до примерно 15 % сегодня. Однако такая привязка создает сложности, так как дрейфовавший вверх вместе с долларом юань ослабляет позиции китайского промышленного сектора. Нужно обладать возможностями, чтобы позволить себе сильную валюту. Те, кто предлагает на мировом рынке сырьевые товары, то есть у кого низкий уровень создания добавленной стоимости, может легко попасть в невыгодное положение, поскольку конкуренция здесь обусловлена не качеством или способом производства товара, а ценой. Есть много конкурентов, готовых противостоять Китаю в этом сегменте. Поэтому сильный доллар, который способствовал подъему страны, мог бы оказаться проклятием для Пекина.
Даниэль Экхер, Хольгер Цшепитц
По материалам Die Welt