По мнению аналитиков, сейчас многие центральные банки стремятся избавиться от угрозы дефляции при помощи монетарных стимулов и девальвации валюты, но Китай пока держится в стороне от поля боя; будет хуже, если он решится ввязаться в войну. Вопрос на три триллиона долларов: позволит ли Народный банк Китая юаню снизиться, и начнет ли экспортировать свою дезинфляцию в остальные страны мира, спровоцировав масштабную волну конкурентной девальвации в регионе. В этом году уже двадцать четыре центральных банка ослабили монетарную политику в этом году на фоне снижения темпов экономического роста и дефляционного давления в условиях падения цен на нефть до шестилетних минимумов. В феврале Народный банк Китая снизил ставку по депозитам на 25 пунктов до 5.35%. Сейчас китайские власти удерживают юань в жестком дневном коридоре против доллара США; с начала года он подешевел всего на 0.9%.
Между тем, в паре с корейским воном доллар укрепился на 4.2%, в паре с сингапурским долларом - на 4.2%. Однако падение евро на 15% в этом году "скорее всего, усилит давление на Китай и подтолкнет его к решению о девальвации юаня, то есть, страна включится в валютную войну", - отмечает аналитик Bank of America Merrill Lynch (BoAML), валютный стратег Дэвид Ву. Это главный фактор риска в 2015 году.
Торговые партнеры
Валюты двух ключевых торговых партнера Китая - Еврозоны и Японии - сильно сдали позиции, поэтому искушение последовать их примеру очень велико. Евро рухнул в пропасть после того, как Европейский центральный банк объявил о своих планах провести количественное смягчение, теперь многие аналитики прогнозируют движение евро/доллара к уровню паритета в этом году. Между тем, японская иена потеряла 11.4% в паре с долларом, с тех пор, как Банк Японии расширил свою программу покупки активов в октябре. "Растущая угроза дефляции в Китае и дальнейшее обесценение евро и иены могут изменить позицию Пекина в валютном вопросе", - добавил Ву. В январе инфляция в Китае снизилась до 0.8% в годовом исчислении, но незначительно восстановилась до 1.4% во время китайского нового года в феврале.
Признаки слабости
Официальный целевой уровень роста в Китае на этот год - 7%, что значительно ниже целевого уровня прошлого года "около 7.5%", но при этом в стране по-прежнему фиксируется высокий профицит торгового баланса. Резкое сокращение темпов роста импорта усиливает профицит и свидетельствует о слабости внутренней экономики. На первый взгляд, высокий профицит снижает потребность в девальвации юаня, отмечают аналитики Eastspring Investment.
Но если слабый внутренний спрос будет вести к росту безработицы, Народный банк Китая позволит своей валюте снизиться. Это приведет к эффекту домино. Если все пытаются ослабить свои валюты, а ты нет, значит у тебя. в конечном счете, будет самая сильная валюта, за что тебе придется поплатиться своей конкурентоспособностью. Но в мире с вялым экономическим ростом, где остро не хватает политических инструментов, способных его стимулировать, валютные войны бывают ожесточенными и продолжительными.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам CNBC