Увлекшись цифровыми валютами, Джонатан Силверман в мае оставил работу, связанную с управлением денежными средствами в Morgan Stanley, чтобы вместо этого заняться торговлей виртуальными деньгами. Будучи директором по торговле на бирже биткойнов Силверман вступил в ряды брокеров, аналитиков, хеджевых фондов и других биржевых игроков, которые рискуют, торгуя новой валютой. Их привлекает быстро растущая стоимость биткойна – за прошлый год она увеличилась почти в 50 раз – а также возможность стать первопроходцем в новом мире финансов. «Думаю, биткойн будет первой и старейшей, но не последней, криптовалютой, - заявил Силверман в одном из интервью. Это будет безопасный высококлассный актив». Сейчас биткойн, это нестабильное и совсем небезопасное изобретение. Нормативные ограничения, связанные с принятием рисков на Уолл-Стрит, а также сокращение рабочих мест и зарплат в данной отрасли после наступления финансового кризиса повышают привлекательность виртуальной валюты среди банкиров, которые ищут другие источники прибыли.
Некоторые энтузиасты покупают биткойн, будучи уверенными в том, что он достигнет новых высот. Другие открывают компании для торговли, обмена или хранения биткойна. А третьи объединяют венчурный капитал, поступающий из Кремниевой долины и других мест, для инвестирования в бизнес, связанный с биткойном. В основном это частные лица, а не крупные компании. «Они опережают всех остальных на Уолл-Стрит, - заявил Барри Силберт, основатель и руководитель SecondMarket Inc., нью-йоркской брокерской фирмы, управляющей виртуальным валютным фондом. Они с большим энтузиазмом относятся к биткойну».
Скептики
Биткойн, существующий в виде последовательности компьютерного кода, создан в 2008 г., программистом или группой программистов под именем Сатоси Накамото. Каждый день майнеры создают новые биткойны, используя все более быстрые компьютеры для решения сложных математических задач. Стоимость биткойна составила более 1000 долларов на бирже Mt.Gox после того, как в Zynga Inc. 4 января заявили, что компания начнет принимать виртуальные деньги за некоторые социальные «он-лайн» игры. Согласно индексу CoinDesk Bitcoin Price Index, биткойн недавно стоил около 950 долларов. Это ниже декабрьского максимума в 1127,45 доллара, но больше стоимости в 13,30 доллара на 1 января 2013 г. Скептики видят в биткойне только новый финансовый пузырь. В документе, подготовленном в прошлом месяце для Национального бюро экономических исследований, экономист Дэвид Йермак написал, что хотя биткойн получает все большее распространение в качестве средства расчетов среди торговцев, ему недостает двух других характеристик валюты, т.е. он слишком волатилен, чтобы быть расчетной единицей или средством накопления. «Биткойн не ведет себя, как валюта, - написал Йермак. Напротив, он напоминает спекулятивную инвестицию, аналогичную акциям интернет-компаний конца 1990х».
Нормативные ограничения
Регулирующие органы дают неоднозначные оценки и противоречивые комментарии. Хотя американские агентства наперебой твердят о том, что биткойн может считаться законным средством расчета, некоторые страны, включая Китай и США, закрыли несколько бирж, а скандинавские страны ввели ограничения. По словам Джонатана Мохана, основателя бизнес-группы BitcoinNYC, нормативные ограничения не подавили интерес к биткойну на Уолл-Стрит. Как отмечает Мохан, накануне Нового года 150 людей собрались в месте под названием Нью-йоркский биткойн-центр, где новые компании могут арендовать помещение и лично обменивать биткойны. Николас Колас, ведущий рыночный аналитик в ConvergEx Group LLC, нью-йоркской брокерской фирме, заявил, что криптографическая тайна, лежащая в основе биткойна, подогревает любопытство Уолл-Стрит.
Деньги компаний
У каждой крупной религии, компании или рок-группы есть свой захватывающий миф о сотворении мира» - написал Колас в аналитической записке, вспоминая, как Мик Джаггер и Кит Ричардс случайно встретились и заговорили о блюзе на железнодорожной станции в 1960 г. Что было бы с Rolling Stones, если бы Кит не разговорился с Миком в поезде?» Конечно, учитывая, что большая часть денег поступает от частных лиц и небольших фирм, инвестиции Уолл-Стрит в биткойн по-прежнему невелики, отмечает Стивен Ингландер, глава отдела валютных операций Citigroup Inc. «Любой, кто утверждает, что Уолл-Стрит ставит деньги компаний на рост биткойна, - сумасшедший», - заявил Ингландер в интервью. Дэвид Ву, валютный стратег Merrill Lynch (Bank of America Corp.), полагает, что интерес к биткойну имеет «социальную направленность», так как после наступления финансового кризиса в 2008 г. многие люди настороженно относятся к банкам и политике дешевых денег ФРС. «Успех биткойна вызван обеспокоенностью по поводу нетрадиционной монетарной политики и банков», - заявил Ву в интервью.
«Прекрасная» позиция
По его словам, после публикации его декабрьского отчета, посвященного биткойну, он получил сотни электронных писем от клиентов. Вскоре после этого кто-то из торгового персонала прислал ему фотографию надписи на такси в Цюрихе - «Мы принимаем биткойн». Колас говорит, что среди тех, кто инвестирует в биткойн – руководители хеджевых фондов, торгующие собственными деньгами, а не наличностью клиентов. По словам Ингландера, биткойн также покупают трейдеры, работающие с контрактами на волатильные сырьевые товары, и некоторые компании по управлению семейным капиталом. Майкл Новогратц, глава инвестиционного подразделения Fortress Investment Group LLC (FIG) в Нью-Йорке, заявил 24 октября, что он занял «прекрасную позицию по биткойну». Руководство Fortress вкладывает деньги в компанию Pantera Capital Management LP, Сан-Франциско, которая управляет фондом биткойнов, созданным для начинающих компаний. Pantera в свою очередь инвестировала средства в компанию Ripple Labs, финансируемую Google Inc., которая пытается популяризировать собственную цифровую валюту. Также Pantera создала отдельный фонд (147 млн. долларов) для произвольных инвестиций.
Необходимая ликвидность
Силберт, SecondMarket, также создал фонд венчурного капитала, который инвестирует средства как минимум в 14 компаний, связанных с биткойном. Одна из них – Coinsetter, торговая платформа, запущенная Яроном Лукасевичем, который раньше работал в отделе банковский инвестиций JPMorgan Chase & Co. (JPM). 27 декабря компания Coinsetter представила документы, раскрывающие планы по привлечению 1,5 млн. долларов со стороны аккредитованных инвесторов. Финансовый фонд SecondMarket, инвестирующий в биткойны, привлек больше интереса, чем ожидалось, отмечает Силберт. В первый год компания намеревалась получить 10 миллионов долларов; согласно информации на ее сайте, на данный момент фонд накопил 55 миллионов долларов или примерно 68000 биткойнов. Покупателям биткойнов нужны продавцы, поэтому SecondMarket ищет первых клиентов для поставки. Алек Петро из Bay Hill Capital Management, Даксбери, Массачусетс, иногда осуществляет продажи в фонд Силберта. Его партнеры вносят в общий фонд личные активы для покупки биткойнов, а не активы хеджевого фонда. По его словам, крупные заказы трудно выполнить.
Соответствие, безопасность
«Опасно предоставлять ликвидность, если только у вас нет больших запасов, и вы не против их продать, а также не боитесь не получить их назад, - говорит Петро. Я несколько раз пострадал из-за этого». Периодически происходит столкновение культур Уолл-Стрит и Кремниевой долины. Эндрю Чангу, из нью-йоркского фонда Liberty City Venture, занимающегося бизнесом, связанным с виртуальной валютой, который также работает в Google Inc. над графической рекламой, часто приходится давать объяснение. «Невозможно просто создать компанию, которая занимается хранением биткойнов, торговлей или оказанием платежных услуг, - говорит Чанг, чья фирма финансируется партнерами по Нью-йоркскому хеджевому фонду, Cedar Hill Capital Partners. При переносе стоимости нужно все продумывать на 100 шагов вперед, чтобы убедиться, что вы осведомлены об аспектах, связанных с соответствием, безопасностью, конфиденциальностью и т.д., которые традиционные финансовые институты совершенствуют в течение последних 100 лет».
Столкновение культур
Мохан заявил, что столкновение культур проявляется при принятии значительных и незначительных решений. Члены его бизнес-группы, ориентированные на технологии, удовлетворены встречами в магазине по ремонту компьютеров в Чайнатауне. Для банкиров Мохан в ноябре провел заседание в Cipriani, конференц-зале на Уолл-Стрит в здании бывшей Нью-йоркской купеческой биржи с колоннами в неогреческом стиле и ведвуджским куполом. По мере роста интереса на Уолл-Стрит, усиливается и движение «Захвати Уолл-Стрит» - протестная группа, которая в течение нескольких месяцев стоит лагерем в нью-йоркском Зукотти-парке и выступает против влияния банков. Активисты этого движения рассматривают биткойн, как способ обойти нелюбимую ими банковскую систему, усложняя работу Мохана по созданию сети. «Довольно трудно разместить в одной комнате банкиров и представителей «Захвати Уолл-Стрит», - говорит Мохан.
Изменчивые результаты
В начале создания биткойна его горячие поклонники с Уолл-Стрит столкнулись с тем, что результаты часто менялись. Силверман, управлявший биржевыми инвестиционными фондами, большую часть времени в период своей почти трехлетней работы в Morgan Stanley (MS), снимал квартиру на Манхэттене вместе с трейдером Goldman Sachs (GS) Group Inc. – Фредом Эхрсэмом. Эхрсэм переехал в Сан-Франциско в 2012 г. и основал компанию Coinbase Inc. Недавно Coinbase получила крупнейшие на данный момент инвестиции, 25 миллионов долларов, для создания бизнеса, связанного с биткойном. Силвермен не столь удачлив. Он потерял работу, когда биржа, на которую он работал, Tradehill, Сан-Франциско, не смогла найти банк, который вел бы торговлю и с долларами, и без них. Не утратив присутствия духа, он работает в новых фирмах, занимающихся виртуальными валютами, а также изучает литературу, посвященную деньгам. «Мне нравились пузыри, когда я был на Уолл-Стрит, и до сих пор нравятся», - говорит Силверман.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам агентства Bloomberg