Забавно, но раньше все думали, что Китай разбогатеет не раньше, чем рак на горе свистнет. А оно вон как обернулось.
По данным исследования, проведенного Бостонской консалтинговой группой, Америка рискует лишиться своего статуса страны с наибольшим количеством миллионеров, уступив его Китаю. Срединное Царство приютило на своих берегах 2.4 млн. миллионеров, обогнав тем самым Японию и Европу. Конечно, до американских 7.1 млн. еще далеко. Но учитывая отсутствие прозрачности в Китае и широкие сети, позволяющие вывести благосостояние на счета в иностранных банках, можно предположить, что показатели, представленные аналитиками из Бостона, несколько занижены.
Хорошая новость для Коммунистической партии, которая стремится превратить бедный Китай в процветающую нацию, не так ли? Однако пузырь миллионеров крайне опасен по двум причинам. Во-первых, он увеличивает социальную нестабильность. Во-вторых, ряды тех, кто обогащается за счет статуса кво растут, начисто лишая правительство мотивации для проведения структурных экономических реформ.
С первым фактором риска все понятно. Даже если несколько миллионов человек купаются в юанях, остальным 1.3 млрд. китайцев приходится считать гроши. На самом деле, пропасть между богатыми и бедными в Китае особенно глубока. Возьмем для примера китайский коэффициент Джини, где ноль означает полное равенство, а единица говорит о том, что все благосостояние находится в руках одного человека. Организация Объединенных Наций предупреждает, что показатель более 0.4 может привести к социальной дестабилизации. В 2010 году в Китае он составил 0.55 по сравнению с 0.3 в 1980 году.
Ден Сяопин не планировал создавать олигархическую модель, когда инициировал экономические реформы Китая в 1979 году. Однако стремительный рост валового внутреннего продукта в условиях непрозрачной политической системы привел к возникновению культуры баронов-разбойников, или олигархов. Правда всплывает на поверхность в самый неподходящий момент. Как бы ни старалась Xi Jinping армия интернет-цензоров, она не способна подавить ярость, то и дело вспыхивающую в чатах, на форумах и в микроблогах.
В марте этим цензорам с большим трудом удалось погасить волну протеста, вызванную новостью о том, что бывший министр безопасности Чжу Юнкан нажил нечестным путем около 14.5 млрд. долларов. А год назад Пекин так и не сумел замять историю с Бо Силаем. Власти хотели, чтобы народ осудил лидера Коммунистической партии в городе Чунцин, который предал память Мао Дзедуна. Но китайцы вместо этого обсуждали, почему скромный слуга народа живет на широкую ногу и отправляет своего сына учиться в Гарвард. Или как родня Бо Силая - по данным New York Times - потихоньку сколотила состояние в размере 160 млн. долларов.
Эти рассказы и слухи - сущий яд для правящей партии, которая осталась коммунистической лишь в названии. Веб-сайт агентства Bloomberg не доступен в Китае с 2012 года, с тех пор, как там появилась статья о том, что состояние семьи Си по некоторым оценкам достигает 376 млн. долларов. Среднестатистический китаец начинает кое-что понимать об инсайдерской торговле, захватах земель и старомодном взяточничестве, которое обогащает правительственных чиновников и их подельников. До людей доходит, что "Китайская мечта", о которой рассуждает президент Си, доступна лишь одному проценту населения.
В этих условиях крайне сложно проводить какие бы то ни было реформы. Данные Бостонской консалтинговой группы напоминают нам о препятствиях на пути к расширению китайского сектора услуг и сокращению роли экспорта и инвестиций. Вспомним о природе роста благосостояния в Китае. От США до Юго-восточной Азии благосостояние росло благодаря ралли на фондовых рынках. Но в Китае все зиждется на инструментах теневого банковского сектора, таких как трасты, стоимость которых выросла на 81.5% в 2013 году. Как Си собирается усмирить этого финансового монстра, когда он кормит людей, чья помощь ему необходима для переориентирования экономики?
Уговорить китайцев на снижение темпов роста - задача уже сама по себе нетривиальная. Как он скажет своим коллегам-чиновникам, что они должны понести убытки по своим инвестициям в трасты, чтобы сократить общие риски для финансовой системы в целом? Скорее всего, эту огромную проблему продолжат просто не замечать. Си хочет реализовать Ден 2.0, чтобы вывести Китай на качественно новый путь устойчивого роста. Но определять судьбу Китая будут миллионеры. А их число растет не по дням, а по часам.
Уильям Песек
Подготовлено Forexpf.ru по материалам агентства Bloomberg