Проблемы рынка облигаций

forex-iou.gif

Экономисты усматривают в действиях Центробанков признаки формирования рынка облигаций в стиле 1994 года. Лучше бы они ошибались.
У Центробанков есть единый рецепт восстановления стабильного и уверенного экономического роста: Шаг 1: Центральные банки развивающихся рынков повышают ставки, чтобы сдержать рост инфляции. Считается, что это должно не допустить распространения инфляции на США и выиграет время для восстановления американской экономики. Когда процентные ставки на развивающихся рынка будут повышены, самое время переходить к Шагу 2 и ужесточению монетарной политики ФРС. В данном случае монетарная политика напоминает процесс приготовления нежного суфле - время решает все. Если хоть на немного опоздать или поспешить, все испортится, превратившись в неаппетитное месиво.

Такая перспектива заставляет экономистов нервно ерзать. Они боятся, что центральные банки в мире нарушат последовательность, а непредсказуемость ситуации напугает игроков на рынке облигаций. В частности, их пугает сценарий 1994 года. В этом году американская экономика демонстрировала явные признаки перегрева, при этом инвесторы не верили в готовность ФРС бороться с инфляцией. Чтобы убедить их в обратном, Центробанк начал действовать, повышая ставки быстрее, чем ожидалось. К концу года ставка в США выросла до 5.5% с 3% в январе. Когда ставки растут, цены на облигации снижаются. Держатели облигаций, опасаясь дальнейших повышений от ФРС, принялись распродавать все, что у них есть. По данным агентства Bloomberg, десятилетние гос. облигации потеряли 12%, а потери капитала на мировом уровне в тот год достигли 1.5 трлн. долларов. Повышение ставок способствовало развитию валютного кризиса в Мексике и банкротству "Апельсинового графства" (Orange County) в Калифорнии. Темпы роста в США во втором квартале 1995 года снизились до 0.9% с 5.6% в 1994 году.

По словам старшего экономиста JPMorgan Chase (JPM) Брюса Касмана, распродажи на мировом рынке облигаций, подобные 1994 году, могут начаться уже в 2012 году, потому что развивающиеся экономики не стремятся к ужесточению политики. По расчетам Касмана, даже с учетом последних повышений, учетные ставки в развивающихся странах примерно на 200 пунктов ниже среднего значения 2008 году, а с учетом поправки на инфляцию в этом году могут приблизиться к минимумам, установленным в период рецессии. Между тем, базовая инфляция продолжает расти. Если центральные банки не начнут действовать, инфляция выйдет за пределы отдельных стран и примет мировой размах. Хуже того, развивающиеся рынки могут начать повышать ставки слишком активно, а ФРС в это же время будет пытаться охладить американскую экономику. Это приведет к коллапсу на рынке облигаций. Из-за повышения ставки компаниям будет сложнее получить доступ к капиталу, а потребителям - к кредиту. В конечном счете, начнется снижение темпов роста во всем мире.

По словам Касмана, который ранее работал в нью-йоркском отделении ФРБ, если политики начнут одновременно корректировать свою политику, на рынке начнутся процессы разрушения и самоуничтожения. Иными словами, он боится, что вместо суфле мы получим "неаппетитное месиво". Рынки облигаций в развивающихся странах уже сильно отстают, поскольку их Центробанки "отстают от кривой" и не справляются с инфляцией. Начиная с середины октября, эти облигации упали в цене на 1.2% в долларовом выражении. Джим О`Нейл из Goldman Sachs Asset Management, думает, что для развивающихся стран еще не все потеряно. При этом он, однако, не исключает вероятности того, что доходность по 10-летним американским гос. облигациям быстро достигнет 5% от текущих 3.5%, особенно, если темпы мирового роста будут превышать прогнозы. "Больше всего я опасаюсь распродажи на рынках облигаций, подобной той, что произошла в 1994 году", - заявил он.

Несмотря на то, что из 21 развивающихся стран, рассматриваемых Касманом и его коллегами, 17 уже начали повышать ставки - в частности, Бразилия сделала это 3 марта - они делают это гораздо медленнее, чем следовало бы. По его оценкам, средняя процентная ставка для этих экономик, взвешенная с учетом валового внутреннего продукта, к концу года будет почти на целый процент ниже ставки августа 2007 года на 7.1%, даже несмотря на то, что темпы роста инфляции и экономики в среднем превышают 6%. Центробанки этих стран опасаются активно ужесточать монетарную политику, поскольку не хотят навредить своим экономкам в условиях геополитической и экономической нестабильности.

Пример: Китай, самая быстро растущая экономика, с середины октября трижды повысила ставку по годовым депозитам до 3%, а темпы роста потребительских цен выше этого значения почти на 2%. Когда инфляция растет на 5% в год, людям не интересно хранить деньги в банке, они предпочитают их тратить. Это значит, что китайская монетарная политика является стимулирующей, а не ограничительной. В то же время, Китай ограничивает возможность юаня укрепляться против доллара, чтобы поддерживать свой экспортный сектор. По данным февральского исследования агентства Bloomberg, в восьми из четырнадцати экономик Азиатско-тихоокеанского региона, включая Индию, реальные процентные ставки являются отрицательными.

В Morgan Stanley экономисты посчитали, что в этом году средневзвешенная мировая процентная ставка вырастет всего на 70 базисных пунктов до 3.5%, а Япония и ФРС сохранят свой ультра-аккомодационный подход к монетарной политике. С учетом инфляции реальная мировая ставка поднимется от нулевых значений лишь к последнем квартале текущего года. Таким образом, у центральных банков в развивающихся странах мало шансов сдержать инфляционные давления под контролем. Эти экономики могут вынести проблемы за свои границы. Сейчас развивающиеся страны создают гораздо более сильные колебания мировых процентных ставок, чем в 1994 году, потому что их доля в мировом ВВП выросла почти в два раза и теперь, по данным Международного валютного фонда, составляет одну треть от общего объема. По словам Касмана, длительный период доступных денег ведет к формированию излишеств, и события 1994 года служат тому подтверждением.

Выводы: По мнению экономистов, если развивающиеся страны не начнут повышать ставки быстрее, рынок облигаций может рухнуть и увлечь за собой мировую экономику.

Симон Кеннеди
По материалам Market Watch

Основы