Смена берегов - вот гениальная экономическая идея современности. Ее суть проста. Деньги, сэкономленные на производстве в Китае, испарятся, как только вырастут китайские зарплаты, и, как следствие, рабочие места в обрабатывающей промышленнсоти сами по себе вернутся домой, на Запад. Рост курса юаня ускорит этот процесс. Просто чудесный сон для Барака Обамы, политика родом из промышленных регионов. Дэвид Кэмерон и Ник Клегг в Великобритании мечтают о том же, они стремятся доказать, что мы все в этом завязаны. Производственные специальнотси традиционно высоко оплачивались, они открывали хорошие перспективы карьерного роста для тех, кто не блистал в школе. В течение последних 25 лет эти люди, казалось, были не удел. Ветер экономических перемен для них оказался встречным. Не удивительно, что политики так любят говорить о рабочих местах в секторе обрабатывающей промышленности. Но смены берегов не произойдет.
Для начала, не стоит рассчитывать на стремительный рост зарплат в Китае, где 34 млн. городских рабочих на заводах получают в среднем 2 доллара в час. Еще 65 млн. рабочих в небольших городах и селах зарабатывают 64 цента в час. Они мечтают о зарплате в 2 доллара. А 675 млн. работников других отраслей в Китае - в основном сельскохозяйственных - получают и того меньше. Зарплаты, конечно, вырастут, но в Китае все равно соханится большой запас дешевой рабочей силы.
Если в Китае закончатся рабочие, согласные вкалывать за два доллара, производители, ориентированные на сокращение производственных затрат, покинут эту страну. Но они не вернутся в высокодоходные экономики. Нет, они начнут искать дешевую рабочую силу в Индии, Бангладеш и Африке. История повторяется. В начале 20 века Британия уступила свою текстильную промышленность Японии. Зарплаты в Японии выросли, но рабочие места не вернулись в Британию, они ушли в Гонконг, затем в Корею, и потом в Китай. Простые товары больше никогда не будут производиться в развитых странах. Электроника - другое дело. В этой отрасли китайские зарплаты намного выше 2 долларов, потому что производители стремятся привлечь лучших и самых надежных специалистов. Эти компании следуют стратегии Генри Форда. Он платил рабочим на линии сборки Model-T 5 долларов в день - в два раза больше средней зарплаты по отрасли. Ему были нужны надежные руки, готовые безустали трудиться и не жаловаться. Высокая производительность труда позволила Форду повысить почасовую зарплату и снизить затраты труда на единицу продукции. Таким образом, высокие зарплаты на заводах Форд тогда и у китайских производителей электроники сегодня - это символ успешной конкуренции.
Крайне важна взаимосвязь между производительностью, зарплатой и конкурентоспособностью. Китайские зарплаты могут вырасти, но это не повлияет на конкурентоспособность до тех пор, пока производительность растет теми же темпами. Последние 20 лет все так и происходит: производительность растет на 10% в год. Китай конкурентоспособен как никогда. Между тем, производительность труда в стране остается низкой по западным меркам. В отчете Всемирного банка говорится о том, что среднестатистический американский рабочий производит столько же, сколько 12 его китайских коллег. Это значит, что даже если производство перекочует на родной берег, не стоит рассчитывать на обмен «один к одному». Америка получит одно рабочее место за каждые 8 мест, потерянных в Китае, даже с учетом низкой производительности китайских компаний, работающих на внутреннем рынке. Просто американские рабочие более производительны. В китайском секторе электроники сейчас занято 3 млн. человек. Если Штаты вернут себе десятую часть объема продукции, которая сейчас производится в Китае, Поднебесная потеряет 300 тыс. рабочих мест, но Штаты получат всего 40 тыс. новых рабочих мест. Америка их даже не заметит. Даже если она получит весь объем производства сектора обрабатывающей промышленнсоти Китая, безработица упадет всего на 2.75%.
Фабрики и заводы на Западе производят огромный объем товаров, серьезно поддерживая баланс платежей. Но производительность так высока, что им не требуется много рабочих. Любой, побывавший на современном заводе, удивится тому, как мало людей там работает и делает при этом такой объем продукции. Производительность высока и продолжает расти высокими темпами. Это значит что уровень занятости в секторе обрабатывающей промышленности продолжит падать в Британии, США и даже Китае, где он уже упал на 20: с 1996 года. Объем производства при этом растет во всех трех странах, но производительность растет еще быстрее. Поэтому количество рабочих мест сокращается. Так почему же в будущем что-то должно измениться? Быстрый рост производительности в секторе обрабатывающей промышленности означает, что странам придется создавать больше мест в секторе услуг, чтобы обеспечить обществу полную занятость.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times