Ситуация в Северной Африке, которая началась как продовольственный кризис, на этой неделе вошла в опасную стадию – после начала беспорядков в Ливии цены на нефть поползли вверх. Нефть дорожала с самого начала эскалации напряжения в этом регионе, несмотря на то, что поставки нефти были нарушены лишь незначительно. Отсутствие уверенности, граничащее со страхом, ? вот что сейчас больно бьет по всем фронтам рынка. Боязнь сбоя поставок нефти подорвала уверенность участников рынка, и американский фондовый рынок, который до недавнего момента был очень устойчивым в условиях улучшающихся экономических данных и мягких денежно-кредитных условий, начал свой первый серьезный разворот с августа прошлого года.
Выросшие затраты на энергоресурсы стали причиной снижения покупательной способности населения и роста издержек производства компаний, что тут же сказалось на их прибыльности.
Влияние на мировой рост
Увеличивающиеся затраты на энергоресурсы добавляются к уже высоким ценам на продукты питания, и все вместе это негативно влияет на прогнозы мирового роста на 2011 год. Банк JP Morgan подсчитал, что рост цены на нефть на 10% снижает мировой рост приблизительно на 0,25%, при этом наиболее чувствительными оказываются развивающиеся экономики. На этой неделе нефть достигла тридцатимесячных максимумов: нефть сорта Brent добралась до уровня 120 долларов за баррель, а нефть сорта WTI пробила отметку 100 долларов. Такой стремительный рост за такой короткий промежуток времени стал поводом для прогнозов, что стоимость нефти может достигнуть 150 или даже 220 долларов. Рынок начал закладывать в ценах последствия распространения текущего кризиса на Ближний Восток, где наибольшее беспокойство вызывают Саудовская Аравия и Иран, которые обеспечивают 15% мировой добычи.
Восполнение дефицита нефти
В настоящий момент начинают прекращаться поставки из Ливии, и в ближайшем будущем это может стоить 1,6 млн баррелей в сутки, которые страна сейчас добывает. Это может создать кратковременное затруднение, поскольку восполнять нехватку добычи придется Саудовской Аравии и ОАЭ, которые обладают большей частью резервных мощностей ОПЕК порядка 4-5 млн баррелей в сутки. Однако качество североафриканской нефти лучше, чем ближневосточной, и поэтому равнозначной замены не получится.
Использование резервных мощностей такими темпами понизит способность ОПЕК компенсировать возможные дополнительные сбои поставок на Ближнем Востоке. Правда, состояние мировых запасов и уровни резервных мощностей сейчас гораздо лучше и выше, чем в 2008 году, когда цены превысили 150 долларов за баррель. Тогда доллар стоил почти на 15% дешевле евро, но на 25% дороже иены, так что на этот раз влияние будет ощущаться совсем по-другому.
Кто пострадает первым?
Продолжительный рост цен повлияет на различные страны по-разному, однако анализ показывает, что такие страны, как Индия, Индонезия и Южная Корея начнут испытывать проблемы уже при цене выше 110 долларов, тогда как Германия, Китай и Япония ничего не почувствуют до тех пор, пока цена не превысит отметку 120 долларов. В 2008 году нефть держалась выше 110 долларов на протяжении пяти месяцев, и средняя цена за этот период составила 125 долларов.
Динамика товарного рынка
Динамика остальных сырьевых товаров была смешанной. Индекс Reuters Jeffries CRB за прошедшую неделю вырос на 3,4% под действием укрепления энергетического сектора, который имеет очень большое влияние на общее состояние индекса. Инвесторы переводили свои деньги в активы-убежища и в процессе сократили свои позиции в сельскохозяйственном секторе и секторе выращиваемых товаров. Медь – мировой индикатор роста – падает в условиях перспективы замедления экономической активности.
Серебро затмило золото
С начала гражданских беспорядков наибольшее преимущество в плане ценовой прибыли получило серебро. За последний месяц его цена выросла на 23% и достигла 30-летнего максимума, в результате чего серебро на 18% обошло золото. Золото также растет в цене, но пока что находится ниже максимумов 2010 года, так как в условиях общей тенденции к сокращению экспозиций не прекращается вывод инвестиций из торгуемых индексных фондов. Золото занимает 59% всех фондов, инвестируемых через сырьевые биржевые продукты, и если антирисковая тенденция усилится, то оно может оказаться жертвой, что еще больше замедлит его продвижение вперед.
Сельское хозяйство заброшено в процессе бегства от рисков
Сельскохозяйственный сектор, который значительно прибавил в весе в период первой стадии североафриканского кризиса в Египте, теперь движется в обратном направлении, так как главное беспокойство сейчас уже вызывает стабильность не продовольственного сектора, а энергетического. Почему так?
Чтобы понять ситуацию, необходимо посмотреть на длинные позиции, или ставки на повышение цены, сделанные менеджерами хедж-фондов и другими крупными спекулянтами. По данным на вторник прошлой недели совокупные длинные позиции по фьючерсам на пшеницу, соевые бобы и кукурузу были близки к рекордному значению один миллион лотов с начала февраля. После того, как кризис перекинулся на энергетический комплекс и начал влиять на фондовые рынки, игроки стали сокращать эти позиции в рамках общей тенденции к снижению рисковых вложений.
Фундаментальные факторы, которые привели эти рынки к почти рекордным значениям, никуда не исчезли, а были отложены на второй план. Как только текущая тенденция к сокращению риска поутихнет, покупатели, скорее всего, вернутся на рынок, принимая во внимание прогноз предложения на 2011 год. Засуха на севере Китая может ухудшиться, что негативно повлияет на урожай пшеницы, а в России урожаю угрожают морозы. Неблагоприятные погодные условия и сопутствующий риск дефицита предложения никуда не деваются и в конечном итоге станут решающим фактором цены. Между тем, поддержку ценам на кукурузу оказывает самый низкий уровень запасов за 34 года в сочетании с увеличившимся спросом на этанол в условиях подорожания бензина.
Из благоприятных новостей о продовольственной безопасности стоит отметить, что цена на рис упала на 16% по сравнению с максимумом начала февраля. Второй по величине в мире производитель риса Индия заявила, что планирует отменить запрет на экспорт, так как готовится к небывалым урожаям.
Заключение
Текущие избыточные нефтяные мощности должны помочь устранить страх, связанный с перебоями с поставками из Ливии. Крупные рыночные игроки, такие как США, ОПЕК и МЭА пытались «полить масло на воду», чтобы успокоить волнения. Но пока что на рынке бал правят риск распространения беспорядков и стремление к сокращению рисковых позиций, поэтому период повышенной волатильности гарантирован.