Чтобы заглянуть на десять лет вперед сейчас, когда мировая экономика переживает кризис доверия, трещит по швам под действием структурных дисбалансов и вялого роста, требуется очень тщательное моделирование и, очевидно, нечто большее, чем просто проницательность. Нужен комплексный многосторонний подход, который сочетал бы в себе опыт прошлого с тщательным анализом нынешних особенностей, таких как смещение центров мирового роста в сторону развивающихся рынков. Такое прогнозирование также требует понимания того, как развитые экономики справляются с этими переменами, и как международная монетарная система отреагирует на них в конечном счете. Изучив изложенные выше факторы, мы можем предположить, что мировая экономика стоит на грани радикальных трансформационных перемен - на пути к многополярному экономическому порядку. На протяжении истории человечества парадигмы экономической власти строились и перестраивались многократно, в зависимости от взлетов и падений стран, способных вести мир за собой и обеспечивать стимулирование мировой экономики.
Многополярность, то есть наличие более двух доминирующих полюсов роста, уже не раз была отличительной особенностью мировой экономики. Но еще никогда в современной истории развивающиеся страны не оказывались в авангарде многополярной экономической системы.
Но скоро все изменится. К 2025 году шесть развивающихся стран - Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Южная Корея и Россия - вместе будут отвечать за половину всего мирового роста. Примерно в это же время международная монетарная система с одной доминирующей валютой станет частью истории. Крупные корпорации развивающихся стран будут искать возможности для дальнейшей экспансии, поддерживаемые внутренней политикой, они будут играть ключевые роли на мировых рынках и в области международных инвестиций. А крупные запасы капитала позволят развивающимся экономикам выйди в лидеры на финансовых рынках. Развивающиеся страны эволюционируют, готовясь занять свое законное место под солнцем в мировой экономике, в связи с этим необходимо переосмыслить традиционный подход к экономическому управлению в международном масштабе. Сейчас он основан на трех постулатах: связь между концентрированной экономической властью и стабильностью; ось движения капиталов «Север-Юг»; центральная роль доллара США. С конца Второй мировой войны формировался американо-центричный мировой экономический порядок. Он строился на взаимодополняющих друг друга экономических и военных соглашениях между США и их ключевыми партнерами. Развивающиеся экономики оставались в тени. Приняв на себя ответственность за поддержание работоспособности всей системы, функции рынка последней инстанции и международную роль доллара, Штаты взамен получили особые привилегии - прибыль от выпуска резервной валюты, автономность внутренней макроэкономической политики и гибкость платежного баланса.
Сегодня все еще сохраняется такой порядок, однако, то там, то тут появляются первые признаки коррозии и ржавчины. Один из примеров - преимущества, которые удалось получить развивающимся экономикам, расширив свое присутствие на международных торговых и финансовых рынках. Растущая многополярность мировой экономики, скорее всего, изменит принципы ведения бизнеса в мире. Ряд динамичных компаний из развивающихся стран уже готовы занять лидирующие позиции в своих секторах на мировом уровне - также, как это делали компании развитых стран последние полвека. В ближайшие годы эти компании сумеют провести экономические реформы у себя дома, выступая за повышенную интеграцию своих стран с мировой торговлей и финансами. Таким образом, сейчас самое время заняться разработкой многосторонней концепции регулирования международных инвестиций, от которой развитые страны отказались в 1920-х годах. В отличие от международной и международных отношений, настоящая концепция не способна регулировать международные инвестиции в условиях многополярной экономики. Пока доллар остается важной резервной валютой. Но его силы на исходе, о чем свидетельствует снижение объемов его использования для выставления счетов за товары и услуги, привязки валютных курсов и определения стоимости международных судебных исков.
Главным конкурентом доллару на данном этапе является евро. Но единая валюта сможет подтвердить свой статус, только если Еврозоне удастся успешно выйти из кризиса государственного долга путем финансовых вливаний и долгосрочных реформ, которые позволят сохранить преимущества концепции единой валюты. Однако валюты развивающихся стран также будут играть важную роль. Размер и динамизм китайской экономики, а также быстрая глобализация корпораций и банков позволят юаню занять одну из главных позиций. В своем исследовании Всемирный банк изложил наиболее вероятный, на его взгляд, сценарий развития валютной системы - к 2025 году она будет представлять собой комплекс из нескольких ключевых валют, куда войдут доллар, евро и юань. Этот сценарий основан на предположении, что США, Еврозона и Китай к тому времени станут главными полюсами мирового экономического роста.
И, наконец, международное финансовое сообщество должно взять на себя ответственность за дальнейшее развитие. Страны с мощной экономикой должны осознавать, что их политические решения влияют на остальных. Монетарная политика, подчеркивающая сотрудничество между центральными банками в вопросах достижения финансовой стабильности и устойчивого роста мировой ликвидности также приветствуется. Несмотря на поразительные успехи, которые демонстрируют развивающиеся страны в вопросах интеграции с международной торговой и финансовой системой, еще предстоит сделать очень многое, чтобы они смогли взять на себя часть бремени по поддержанию мировой системы. В то же время, крупным развитым странам необходимо разработать политики, которые будут учитывать их растущую независимость развивающихся соседей. Система мирового управления должна быть основана на предоставлении независимости растущим международным игрокам, а также на обеспечении процветания всех стран мира.
Джастин Лин, старший экономист Всемирного банка.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project-Syndicate