Сейчас под пристальным вниманием мировой общественности оказались развитые страны со своими проблемами, нестабильностью и вялым ростом, а вот развивающийся блок, за исключением, пожалуй, Китая, остается в тени. И напрасно, потому проблемы упомянутого богатого мира рикошетом больно бьют по экономикам этой группы. Смогут ли они восстановиться самостоятельно? После того, как на нас обрушился финансовый кризис 2008 года, крупнейшие развивающиеся экономики взяли на себя функции главной движущей силы мировой экономики, в определенной степени, они и сейчас их выполняют. Однако их устойчивость к внешним потрясениям всегда определялась исключительно способностью генерировать внутренний совокупный спрос, достаточный для поддержания роста, без необходимости компенсировать существенное его снижение в развитых странах. И все же, минимальный (и даже отрицательный) рост в Европа на фоне значительного охлаждения в США создал колоссальный дефицит спроса, и его уже в полной мере ощутил экспортный сектор развивающихся стран. Европа - главный рынок сбыта для большинства из них, и крупнейший внешний рынок для Китая.
В свою очередь, Китай - основной потребитель готовых и промежуточных товаров (включая используемые для производства готовой продукции на экспорт), а также сырья. Таким образом, резонансный эффект застоя в Европе быстро распространяется по Азии и другим развивающимся регионам. Мало того, что товарный сектор японской экономики остро ощущает на себе замедление темпов роста в Китае, так еще и недавний конфликт между странами из-за островов Сенкаку может повлечь за собой размежевание экономик. Да и в остальном экономика Японии не блещет результатами, поскольку нетоварный сегмент не достаточно силен.
Таким образом, у мировой экономики сейчас два жизненно важных вопроса: насколько глубоким и насколько продолжительным будет охлаждение экономик развивающихся стран. Если политики сумеют подобрать правильные решения, негативные последствия будут незначительны и их можно будет быстро устранить. Финансирование торговли - один из ключевых и наиболее тревожных аспектов. Европейские банки, традиционно, выступавшие в качестве главного источника финансирования, резко сократили свою деятельность из-за проблем с достаточностью капитала, вызванных убытками по инвестициям в гос. облигации и, в некоторых случаях, убытками по ипотечному кредитованию. Этот фактор может стать причиной сокращения торговых потоков даже при наличии достаточного спроса. В Азии, в частности, страны стремятся восполнить этот пробел при помощи альтернативных механизмов финансирования как можно скорее. Для них это задача номер один. Так, товарный сектор китайской экономики сильно зависит от развитых стран, однако, правительство скорее пойдет на некоторое охлаждение, чем решится на потенциально опасные стимулирующие меры. Учитывая риск повторного возникновения пузырей на рынке активов, никто не рассчитывает на существенное облегчение условий кредитования.
Конечно, возможно, будет реализована ускоренная программа государственных инвестиций, исключающая низкодоходные проекты. Но оптимальной и наиболее вероятной реакцией будет принятие мер, направленных на усиление внутреннего потребления путем увеличения доходов домохозяйств, эффективного распределения доходов от государственных активов и укрепления программ социального обеспечения, в надежде, что это поможет людям меньше откладывать на черный день. Фактически, все эти компоненты присутствуют в утвержденном недавно 12-том Пятилетнем плане Китая. Следует признать, что Китай пока тормозит все свои глобальные реформы, ожидая передачи власти, которая должна состоятся в ноябре. Между тем, чтобы добиться амбициозных экономических и социальных целей за предстоящие пять лет, реформы, направленные на расширение рыночного аспекта экономики, должны быстро набрать темп. Некоторые страны идут против общего тренда. Так, например, в Индонезии отмечается увеличение темпов роста, а улучшение деловых и потребительских настроений способствует росту инвестиций до 33% от ВВП. В Бразилии экономика сдавала обороты, но сейчас, судя по всему, начала восстановление. Более того, общая экономическая динамика в Бразилии скрывает один важный факт: безработица падает, а доходы беднейших слоев населения растут быстрее, чем доход других социальных групп. Показатели совокупного роста не отражают эту особенность, и, следовательно, недооценивают темпы экономических и социальных преобразований.
Для Бразилии основной задачей остается повышение объема инвестиций от 18% от ВВП в настоящее время до 25%, для поддержания устойчивого быстрого роста и экономической диверсификации. Сырьевая зависимость, даже с учетом значительной добавленной стоимости, по-прежнему высока. Показатели роста в других крупных странах, включая Турцию и Мексику, также улучшаются, несмотря на проблемы в США и Европе. Экономики многих африканских государств стоят на прочном фундаменте и растут в благоприятной макроэкономической обстановке, в частности, там отмечается рост спроса на товары длительного пользования, экономическая диверсификация, улучшение доверия среди инвесторов. Прогноз по экономике Индии пока неясен. Темпы роста несколько снизились под влиянием спада в развитых странах, замедления внутренних реформ и снижения доверия среди инвесторов, однако, решительные корректирующие меры, предпринятые правительством, помогли сломить эту негативную динамику. Теперь главный вопрос в том, одобрит ли парламент страны важные законы, или же останется во власти внутренних скандалов и войны приоритетов.
Если наложить на эту картину общие тенденции в развивающихся странах - растущий доход, быстрое становление среднего класса, увеличение торговых и инвестиционных потоков, двусторонние и региональные соглашения о свободной торговле, увеличение доли в мировом ВВП (примерно 50%) - можно предположить, что эти экономики должны быстро преодолеть возможные препятствия и вернуться к росту за 1-2 года. Большинство рисков для данного сценария связаны с событиями в Европе, США и Китае. Чтобы пустить развивающийся мир под откос на данном этапе потребуется обвальное падение спроса в развитых странах, или же неудачная передача власти в Китае, что заблокирует системные реформы и негативно повлияет на экономический рост в стране. Однако несмотря на снижение прогнозов по росту для всего развитого мира, вероятность этих системных рисков снижается (хоть и не до такой степени, когда на них можно не обращать внимания). В целом, в ближайшее время нас ждет сохранение системы многоуровневых скоростей экономического роста. Пока развитые экономики пытаются преодолеть свой затяжной период застоя или спада, их развивающиеся соседи толкают мировую экономику вперед.
Майкл Спенс
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate