До недавнего времени практически любое восстановление после рецессии сопровождалось быстрым ростом занятости. Однако на этот раз рабочие места в экономике создаются крайне неохотно, несмотря на то, что центральные банки развитых стран используют аккомодационные монетарные политики в надежде стимулировать спрос, уничтоженный мировым экономическим кризисом. В результате, люди, убежденные в том, что им не удастся найти работу в течение длительного времени, массово покидают рабочую силу. Это явление проявилось наиболее ярко в Соединенных Штатах, где Федеральная резервная система понизила ставки до беспрецедентных уровней и при помощи количественного ослабления (QE) увеличила банковские резервы.
Но инфляция, которую обычно подстегивает политика монетарной экспансии, пока остается весьма скромной - 2% - потому что банки не спешат использовать свои резервы для повышения объемов кредитования и ликвидности. Конечно, это сдерживает рост ценовой волатильности, но и занятость при этом тоже не увеличивается.
Но ФРС, кажется, не смущает то, что ее политика не работает. Вместо того, чтобы изменить подход, ЦБ запускает новые и новые программы QE. Вероятно, те, кто принимают подобные решения, думают, что раз увеличение резервов более чем на 2 трлн. долларов не принесло желаемых результатов, то еще 85 млрд. долларов ежемесячно - то есть, 1 трлн. за год - сделают свое дело.
Руководству американского Центробанка не нужно долго ломать голову над тем, почему же QE не работает. Ответ на этот вопрос публикуется регулярно, и его может прочитать любой желающий. В период действия QE2 (с ноября 2010 года по июль 2011 года) ФРС добавила к резервам всего 557.9 млрд. долларов, при этом избыточные резервы выросли на 546.5 млрд. долларов. Это значит, что банки выпустили в экономику всего 2% от денег, полученных в рамках программы количественного ослабления.
Остальные лежат без дела. С QE3 похожая ситуация. Программа стартовала в сентябре прошлого года, с тех пор объем банковских резервов вырос на 244.1 млрд. долларов, из них избыточные - на 239.4 млрд. долларов. Иными словами, бездействуют 99% денег. Учитывая то, что банки получают 0.25% по своим резервным счетам и при этом платят очень низкую, практически нулевую ставку своим вкладчикам, им выгоднее не трогать эти деньги, зарабатывая легкий и надежный процент, и не рискуя, отправляя эти средства в экономику.
По текущим ставкам банки кредитуют правительство, крупные и стабильные корпорации и дилеров на рынке коммерческой недвижимости; но они не выдают кредиты заемщикам с более высокой степенью риска, например, стартапам или покупателям своего первого жилья. Банкиры и спекулянты наживаются на падении процентных ставок, которое сопровождает покупки активов со стороны ФРС, но нужный монетарный и кредитный стимул отсутствует.
В определенный момент ФРС поймет, что эта политика не работает. Но чтобы разработать более действенные альтернативы, нужно понять, в чем на самом деле проблема американской экономики - а Центробанку это пока не удается. Да, председатель ФРС Бен Бернанке часто говорит о том, что его задача не допустить еще одной Великой Депрессии, хотя Центробанк уже справился с этой задачей еще в 2008 году. Экономика США не реагирует на монетарную экспансию, потому что главная проблема Америки никак не связана с ликвидностью.
Монетарная политика не устраняет неполадки в реальной экономики - об этом знает любой студент-первокурсник; нужны политические изменения, затрагивающие реальную экономику. Хорошо бы чиновникам из Центробанка повторить основы экономической теории. Главная проблема - низкий объем инвестиций - коренится в стремлении Обамы повысить налог для лиц, чей годовой доход превышает 250 тыс. долларов, и снизить пенсионные выплаты.
Эти предложения встретили отпор со стороны оппозиции, однако Обама не подпишет законопроект о сокращении дефицита, если туда не войдет пункт об увеличении доходов. Пока источники этих доходов и последствия новых законов не ясны, те, кого они коснутся в первую очередь - крупнейшие сберегатели страны - будут воздерживаться от инвестиций.
Между тем, реформа здравоохранения, Закон о доступном медицинском обслуживании, мешает росту занятости, поскольку компании не нанимают новых сотрудников и сокращают рабочие часы имеющимся, чтобы защититься от роста затрат на содержание персонала. Европейская экономика хромает на обе ноги, Китай тоже резко сбавляет темпы роста, что негативно ведет к сокращению спроса на экспортную продукцию.
Неохотный рост ликвидности и кредитования сдерживает инфляционные риски, связанные с политикой ФРС, но это не значит, что Америка заработала пожизненный иммунитет на рост цен. Рано или поздно резервы, предоставленные ФРС (и другими центральными банками), пойдут в дело.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate