Нестабильные штаты Америки

forex-the-economist-12082013.gif

Тут дело не только в Детройте. Американским городам и штатам нужно меньше обещать, иначе жди беды.
Финансовые проблемы начались в Греции три года назад, не успели мы толком опомниться, а они уже расползлись по всей Европе и вышли на мировой уровень. Многие обозреватели серьезно озадачены. Как такая маленькая страна могла повергнуть в кризис весь континент? Греков принято считать эдакими лентяями и неплательщиками налогов, привыкшими жить в кредит. Между тем, португальцы, итальянсц и испанцы настаивают на том, что их финансовое положение был устойчивым. Немцы недоумевают, как они вообще попали в эту компанию. Как бы там ни было греческий кризис оказался в высшей степени заразным, а европейской экономике еще только предстоит долгий путь восстановления.

Америка сейчас, кажется, пребывает на такой же стадии отрицания проблемы в отношении банкротства Детройта. Многие искренне верят в то, что Мотаун - это исключительный случай, и других его печальный опыт совсем не касается. Город, который некогда считался четвертым по численности населения, разбогател за счет одной единственной отрасли. Раньше ведь почти все автомобили на американских дорогах производились "святой троицей" General Motors, Ford и Chrysler. Теперь же они вынуждены конкурировать с иностранными марками, поэтому их продажи на родной земле резко сократились. С 1950 года численность населения в Детройте сократилась на 60%. Уровень преступности в одиннадцать раз выше общенационального показателя.

Бывший мэр сидит в тюрьме. Пустующие дома оккупировали грызуны, кустарник и сорняки. Кредиты были получены в те времена, когда Детройт был большим и богатым, а выплачивать их приходится сейчас, когда он маленький и бедный. Другим городам и штатам есть о чем подумать, и вовсе не потому, что в следующем году их ждет та же участь; случившееся с городом - это сигнал тревоги, предупреждающий нас о состоянии финансов в США. Да, некоторые проблемы Детройта уникальны, но ключевая характерна для многих регионов. Правительства многих городов и штатов в Америке наделали невыполнимых обещаний по пенсиям и медицинскому обеспечению. Детройт - наглядный пример того, что может случиться, если руководство слишком долго откладывет реформы в государственном секторе.

Городской блюз

Почти половина обязательств Детройта связана с обещаниями высокой пенсии и медицинской страховки для работников штата. Американские штаты и города, как правило, предлагают своим сотрудникам пенсионные планы с фиксированными выплатами, основанные на количестве отработанных лет и последней зарплате. Предполагается, что эти затраты покроются за счет средств, специально отложенных на эти нужды. Однако по собственным оценам штатов, их пенсионные обещания профинансированы лишь на 73%. Это плохо уже само по себе, но штаты при этом еще применяют оптимистичную ставку дисконтирования в отношении своих обязательства, поэтому они выглядят меньше, чем есть на самом деле. Если применить более реалистичный подход, процент финансирования скатится до 48% - ужасающая ситуация. А во многих штатах дела и того хуже.

Дыра в пенсионном бюджете Иллинойса достигает примерно 241% ежегодных налоговых поступлений штата: в Коннектикуте - 190%; в Кентуки - 141%; в Нтю Джерси 137%. По последним оценкам, общий дефицит пенсионного финансирования в стране составляет 2.7 трлн. долларов, или 17% от ВВП. Но и этот показатель не до конца точен, ибо о не учитывает нехватку финансирования в отношении городов, а также медицинские страховки, обещанные правительством своим ушедщим на пенсию работникам. В случае с Детройтом, на медицинское обеспечение нехватает даже больше денег, чем а пенсии (5.7 млрд. долларов против 3.5 млрд. долларов соответственно).

Отчасти, мы имеем дело с печальными последствиями радостного тренда. Американцы стали жить дольше, даже в Детройте, поэтому обязательства перед пенсионерами обходятся стране дороже. Но у этой проблемы есть и политическая подоплека. Губернаторы и мэры всегда предлагали государственным служащим щедрые пенсии, покупая таким образом их голоса, и перекладывая ответственность за свой атракцион неслыханной щедрости будущим поколениям. Кроме того, они допустили ряд некрасивых злоупотреблений.

Некоторых бюрократов повышают в должности прямо перед пенсией, или позволяют им работать сверхурочно, чтобы увеличить последнюю зарплату и, соответственно, будущую пенсию. Или же профсоюзы выторговывают поправку на уровень жизни, значительно выше текущей инфляции. Надзорный орган в Род-Айленде подсчитал, что местный начальних пожарной охраны после выхода на пенсию будет обходиться городу в 800 тыс. долларов в год, если проживет, скажем, до 100 лет. Более 20 тыс. госслужащих Калифорнии пенсионного возраста получают пенсии более 100 тыс.

Деньги (вот, что мне нужно)

Чтобы разгрести завалы на местном уровне и на уровне штатов, потребуется время. Везде свои нюансы и свои обстоятельства, но хорошо бы начать с искоренения бухгалтерских уловок и манипуляций. Политики смогут убедить пенсионеров в необходимости и оправданности жертвы, только озвучив реальные масштабы бедствия. Гос.служащие могут выходить на пенсию позже. Штатам стоит ускорить процесс перехода на пенсионные планы с фиксированными взносами, в рамках которых пенсия зависит от размера отчислений. (В частном секторе это уже давно считается нормой).

Уже начисленные пособия нужно выплатить, но будущие начисления следует сократить везде, где это допустимо законом. Чем раньше осознать проблему, тем проще ее устранить. Небраска перестала выплачивать пенсию по последней зарплате людям, поступившим на службу в 1967 и последующих годах, и сейчас очень неплохо себя чувствует. И все же, рано или поздно, часть этих проблем дойдет до Вашингтона. В Детройте судья недавно вынес решение о том, что федеральный закон о банкротстве имеет преимущественную силу над законом штата, поэтому снизить пенсии невозможно. Но этот вопрос будет подниматься снова и снова до тех пор, пока не дойдет до Верховного суда.

Многим штатам и городам вроде Детройта придется нарушить некоторые обещания - и тут ничего не поделать. Но правительству штата или даже федеральному правительству, вероятно, придется помочь городу, учитывая масштабы его дефицитов и долгов. Налогоплательщики не должны расплачиваться за грехи расточительных правительств, или инвесторов, которые знали, на что шли. Но они должны помочь пенсионерам, оставшимся у разбитого корыта не по своей вине. Некоторые муниципальные чиновники не попадают под действие федеральной системы социальной защиты. Они получаю только пенсию, обещанную работодателем. Если же работодатель не сдержит обещания, необходимо гарантировать им хотя бы базовую пенсию.

Американцы, проживающие в "благоразумных" штатах будут недовольны тем, что их налоги утекают в Детройт и другие кризисные области ничуть не меньше немцев, негодующих по поводу помощи Южной Европе. Но дело в ом, что весь государственный сектор Америки по-прежнему живет в каком-то придуманном розовом мире. Дядя Сэм предлагает множество "пособий", но не имеет ни малейшего понятия о том, где брать деньги на их выплату. Барак Обама, вероятно, повторит судьбу Джорджа Буша, президента, который ничего не сделал для решения этой проблемы; а Республиканцы в Конгрессе наивно полагают, что смогут свести дебет с кредитом, не поднимая налоги. Правительство тратит на здравоохранение больше других развитых стран, но все равно не способно охватить всех нуждающихся. Динамичный частный сектор страны несет на своих плечах это громоздкое неповоротливое чудовище. И Детройт это лишь симптом болезни.

По материалам The Economist

Основы